Программа-танцевального-кружка-Малиновый-сироп-14-МАДОУ

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.3.

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2

5
9
10
15
16
17
21
24

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Малиновый сироп»

Руководитель

Заведующая МАДОУ «Детский сад № 14 «Юбилейный»

Нормативноправовая и документальная
основа

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 14
«Юбилейный».
Родители (законные представители) - участники
образовательных отношений МАДОУ «Детский сад №14
«Юбилейный» г. Сысерть

Заказчик Программы

Исполнитель Программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №14 «Юбилейный» г. Сысерть

Основные разработчики
Программы

Фирсова Екатерина Игоревна, инструктор по физической
культуре. Первая квалификационная категория.

Территория реализации
Программы

Сысертский городской округ Свердловской области

Объект Программы

Воспитанники ДОУ 5 - 7 лет

Количество воспитанников

40 чел.

3

Направленность
Программы

Художественная

Цель Программы

Приобщение
детей
к
танцевальному
искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию
дошкольников. Привитие детям основных навыков умения
слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и
красоту. Выявление и раскрытие творческих способностей
дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи Программы

Обучающие:
Учить детей владеть своим телом, учить воспринимать
развитие музыкальных образов и согласовывать движения с
их характером, наиболее яркими средствами музыкальной
выразительности, ритмично и выразительно двигаться,
играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять
пляски на занятиях и во время другой деятельности.
Развивающие:
Развивать музыкальность и чувства ритма: умения ощущать
в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в
движениях; эмоциональную отзывчивость на музыку;
физические данные детей, психические процессы:
восприятие, произвольное внимание, память, образное
мышление, фантазию, формировать творческую активность
и развивать интереса к танцевальному искусству;
Воспитательные:
Воспитывать
нравственно-коммуникативные
качества
личности: умения сочувствовать, сопереживать, работать в
коллективе.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность,
целеустремленность в достижении поставленной цели.

Срок реализации

2 года

Ожидаемые результаты

- сформированность двигательных навыков и качеств
(координация, ловкость и точность движений, пластичность)
и навыков исполнения танцевальных движений;
- умение передавать игровые образы, используя
танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в
танцевальных видах музыкальной деятельности.
- формирование терминологических знаний, определяющих:
характер музыки;
основные положения рук, ног, корпуса;
музыкальные движения, этюды, миниатюры, которые
исполняют.
- участие в праздниках и развлечениях на базе ДОУ.
- участие воспитанников в конкурсах и фестивалях
городского и регионального уровня.

1. Основные характеристики программы

4

1.1. Пояснительная записка
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного,
нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с
первых его слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка
отпечаток на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного мира детей
является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Ребята
настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и
обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому
занятия хореографией детямкажутся заманчивыми и привлекательными.
Хореография пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое
начало. Формирование творческой личности существенно для эмоционального и для
эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется
восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что
оказываетбольшое влияние на становление личности ребенка.
Древняя индийская мудрость гласит: танец - это искусство, приносящеечеловеку здоровье.
Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир
волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец
обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения,
музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу,
координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и
красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную
память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца:
классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную
культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,
заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои
творческие способности.
Направленность программы - художественная. Программа имеет развивающий
характер, учтён оздоровительный компонент, базируется на игровых методах,
хореографическая деятельность происходит в разнообразных формах. Для успешной
реализации программы разработано учебно-тематическое планирование, расписаны
формы и методы работы с детьми.
Актуальность программы.
Развитие
технического
прогресса
и
тотальная
компьютеризация привела к тому, что наши дети просиживают перед мониторами и
телевизорами. Дети забывают о радости движения, у них появляются новые заболевания,
они не знают «вкуса» спортивных побед. Назрела необходимость создания целостной
системы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, создание
благоприятных условий для привлечения обучающихся к занятиям физической культурой
и спортом. Добиться положительных результатов можно путем использования новых,
нестандартных форм обучения. Одним из эффективных средств сохранения и укрепления
здоровья дошкольников, на наш взгляд, является хореография. Хореография - искусство,
любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку
доставляют эстетическое наслаждение каждомуи тем более детям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малиновый
сироп» (далее – программа) включает в себя знакомство с искусством танца –
хореографией. Включает умение ориентироваться в пространстве зала, развитие
танцевально – двигательных качеств и умений, танцевально – игровые и музыкально –

5

ритмические упражнения. Знакомство с классическим танцем – бальным, народным,
современным детским танцем, включает этюды на выполнение разных движений в
пространстве.
Программа даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области
танцевального искусства. Доказано, что занятия под музыку для детей имеют особое
значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг,
подвижность нервных процессов. В то же время, движения под музыку являются для
ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить
свои эмоции.
Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в
движениях, накапливается опыт взаимодействия с окружающими, создаются условия для
позитивно направленного самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни,
творческой самореализации.
Отличительные особенности данной программы – это приобщение к движению под
музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном
отношении, но и не смелых, медлительных, которым нужно помочь обрести чувство
уверенности в своих силах, раскрыть скрытые возможности ребенка, его
индивидуальность. Она предназначена для развития музыкально – танцевальных
движений, основанных на развитии как музыкального слуха и двигательных
способностей, так и тех сенсорных, мыслительных, эмоциональных процессов, которые
лежат в их основе. Программа предусматривает акцентирование внимания на развитии у
детей чувства ритма и артистичности.
Данная программа является своеобразным музыкально – ритмическим
психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижностьи гибкость
движений, направленным прежде всего на развитие музыкальности, эмоциональности,
творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под
музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Новизной программы являются задачи овладения детьми младшего и среднего
дошкольного возраста всеми видами хореографических навыков и движений, поскольку
доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его
способности, нравственно - эмоциональная сфера, познавательные процессы и
личностные новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности
ребенка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает
общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка;
формирует разнообразные умения, способности и знания в области танца; воспитывает у
ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Ведущими педагогическими принципами в работе с детьми являются:
-Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них
заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных
возможностей ребенка, степени сложности заданий.
- Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении
изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных
новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических
нагрузок с музыкально-ритмическими играми.
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В
противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
- Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях

6

вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять
эмоциям во время исполнения танца.
Организация хореографической деятельности. Для реализации программы необходима
наиболее продуктивная в настоящее время личностно - ориентированная модель
хореографического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к
каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов,
реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального
комфорта каждого ребенка. Такие взаимодействия предполагают некоторые новые
подходы к различным формам организации хореографической деятельности детей. Так,
например, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, часто возникают
занимательные для детей игровые ситуации, в процессе разрешения которых формируется
мотивация к занятию. Далее на протяжении всего занятия взрослые постоянно в своей
деятельности поддерживают интерес детей к занятию. Особенно важно, чтобы занятия
проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «заучивали
движения», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это
необходимо для успешного развития личности каждого ребенка. Непременным условием
для успешной реализации программы является создание предметно-развивающей среды в
музыкальном зале (музыкальный центр, различные музыкально-дидактические пособия,
аудио ивидеоматериалы, различные виды театров, костюмов, атрибутов) и др.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-7
лет.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Шестой год жизни (старшая группа 5-6 лет).
Ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает
основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность
анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная
память. Появляются элементы творчества во всех видах деятельности. Возрастные
особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности
позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает
способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому
основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие
нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей
педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами,
развитие умений понимать их, передавать один и
тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы
комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются
более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для
восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы
перестроений, комбинации танцевальных движений.
Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа 6-7 лет).
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения,
понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с
другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические
особенности позволяют
самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы,
передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к

7

самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и
комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между
партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и
характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На
данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного
творчества. Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций
для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с
индивидуальными
возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться на средние
показатели уровня развития детей в группе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Старшая группа
Общее количество часов в год –15 часов (900 минут.)
Продолжительность занятий исчисляется в минутах – 25 минут.
Недельная нагрузка на группу: 25 минут.Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Подготовительная группа
Общее количество часов в год –18 часов (1080 минут.)
Продолжительность занятий исчисляется в минутах – 30 минут.
Недельная нагрузка на одну группу: 30 минут.Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 2 года.
Нормативный срок освоение программы: начало 2022 г. – 2024г.
Дни образовательных услуг: понедельник, среда.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает групповые занятия. Группы формируются одного возраста.
Состав групп постоянный. Численность группы 20 человек.
Формы занятий.
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий:
-групповая (занятие всей группой в обычном режиме);
-подгрупповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой.
Структура занятия по программе:
-Приветствие;
-Разминка;
-Хореографические композиции, этюды, танцы;
-Подвижная музыкально-танцевальная игра;
-Итог занятия.
Методы и приёмы обучения

МЕТОДЫ
ПРИЁМЫ
Наглядный метод
- иллюстрации: русского народного костюма, танцующей пары.
- Двигательный показ под музыку педагогом.
- Показ движений в упражнениях.
- Показ под музыку сюжетно-образных движений.

8

Словесный метод

Практический
метод
(Многократное
выполнение
конкретного
танцевального
движения).
Игровой метод

- Показ элементов народных, эстрадных танцев под музыку (под
счет).
- Показ ребёнком движения.
- Беседа о характере музыки, средствах её выразительности.
- Образный рассказ о новом танце.
- Пояснения в ходе выполнения движений.
- Напоминание о правильности, образности движений.
- Объяснение.
- Оценка, поощрение.
- Упражнения для развития танцевальных навыков одарённых детей
(изменение движений в соответствии с характером музыки,
регистровых изменений, динамических оттенков, темповых
изменений, метроритма).
- Подготовительные упражнения (освоение в интересной,
занимательной форме танцевальных движений).
- Последовательное разучивание материала.
- Обыгрывание упражнений.
- Сюжетные игры для организации детской деятельности.

Формы подведения итогов
— выступления детей на открытых мероприятиях;
— участие в тематических праздниках;
— итоговое занятие;
— открытые занятия для родителей (законных представителей);
— отчетный концерт по итогам года.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: приобщение детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и
нравственному развитию дошкольников. Привитие детям основных навыков умения
слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявление и
раскрытие творческих способностей дошкольника посредством хореографического
искусства.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей владеть своим телом, учить воспринимать развитие музыкальных образов и
согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной
выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры,
водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности.
Развивающие:
Развивать музыкальность и чувства ритма: умения ощущать в музыке ритмическую
выразительность, передавая ее в движениях; эмоциональную отзывчивость на музыку;
физические данные детей, психические процессы: восприятие, произвольное внимание,
память, образное мышление, фантазию, формировать творческую активность и развивать
интереса к танцевальному искусству;
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности: умения сочувствовать,
сопереживать, работать в коллективе.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в
достижении поставленной цели.




9

№ п/п

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
1-го года обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Теория
1

Практика

1.

Вводное занятие

1

2.

Игрогимнастика

3

3.

Игротанцы

4

1

3

4.

Танцевально-ритмическая
гимнастика
Игропластика

4

1

3

4

7.

Танцевально-ритмические
движения
Танцевально-ритмические этюды

5

5

8.

Музыкально-подвижные игры

2

2

9.

Ритмические упражнения на
координацию движений
Постановка и отработка
концертных номеров
Итоговое занятие

4

1

3

5

1

4

Всего:

36

5.
6.

10.
11.

3

3

3
1

1

3

1

6

Форма
аттестации
/контроля
Игратренинг
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Концертное
выступление

30

Содержание программы
1-го года обучения
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Ознакомление с программой и графиком работы. Инструктаж «Правила
поведения воспитанников в музыкальном зале».
Практика: Игра-тест на знакомство «Запомни моё имя».
Тема 2. «Игрогимнастика»
Практика: Выполнение общей игровой разминки (марш с носка по кругу, шаг на полу
пальцах, на пятках, «гусиный шаг», бег, галоп).
Тема 3.«Игротанцы»
Теория: Объяснение техники выполнения парного танца «Вару-вару».
Практика: Разучивание элементов танца в паре (приставного шага; хлопки с партнёром,
повороты под руку).
Тема 4. «Танцевально-ритмическая гимнастика»
Теория: Показ и объяснение выполнения упражнений сидя и лёжа на полу.
Практика: Выполнение упражнений «ёлочка», «дорожка», «бабочка», «лодочка»,
«лягушка» и т.д.
Тема 5. «Игропластика»

10

Практика: Выполнение специальных упражнений для развития мышечной силы и
гибкости (наклоны и повороты головы, корпуса, правильная постановка рук на пояс).
Тема 6. «Танцевально-ритмические движения»
Теория: Показ и объяснение выполнения танцевальных движений в разных стилях.
Практика: Разучивание и выполнение танцевальных связок в различных стилях (шаг
польки, вальс, в русском характере, хип-хоп).
Тема 7. «Танцевально-ритмические этюды»
Практика: Разучивание, самостоятельное составление и воспроизведение небольших
танцевальных связок.
Тема 8. «Музыкально-подвижные игры»
Практика: Подвижные игры на внимание, координацию и ориентацию в пространстве
(«Паровозик», «Дождик - солнышко»). Игры на развитие образного мышления
подражание животным, профессии, фигуры «Пластилин», «Зеркало».
Тема 9. «Ритмические упражнения на координацию движений»
Теория: Объяснение правил ориентации в пространстве, повороты по точкам.
Практика: Изучение танцевальной комбинации на шагах с подскоками и поворотами
(полуповороты, повороты, туры, развороты), в линии и по диагонали.
Тема 10. «Постановка и отработка концертных номеров»
Теория: Образы в эстрадном номере и показ танцевальных связок и рисунка.
Практика: Разучивание и отработка техники исполнения движений концертных номеров.
Тема 11. Итоговое занятие.
Практика: Выступление на отчётном концерте, подведение итогов за учебный год.

№ п/п

Учебно-тематический план
2-го года обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Теория
1

Практика

1.

Вводное занятие

1

2.

Игрогимнастика

3

3.

Игротанцы

4

1

3

4.

Танцевально-ритмическая
гимнастика
Игропластика

4

1

3

4

7.

Танцевально-ритмические
движения
Танцевально-ритмические этюды

5

5

8.

Музыкально-подвижные игры

2

2

9.

Ритмические упражнения на
координацию движений
Постановка и отработка
концертных номеров
Итоговое занятие

4

1

3

5

1

4

5.
6.

10.
11.

3

3

1

11

3
1

3

1

Форма
аттестации
/контроля
Игратренинг
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Зачётное
занятие
Концертное

выступление
Всего:

36

6

30

Содержание программы
2-го года обучения
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Ознакомление с программой и графиком работы. Инструктаж «Правила
поведения воспитанников в музыкальном зале».
Практика: Игра-тест на знакомство «Дай мне руку».
Тема 2. «Игрогимнастика»
Практика: Выполнение общей игровой разминки (марш с носка по кругу, шаг на полу
пальцах, на пятках, «гусиный шаг», бег, галоп).
Тема 3. «Игротанцы»
Теория: Объяснение техники выполнения парного танца «Круговая полька».
Практика: Разучивание элементов танца в паре (приставного шага; хлопки с партнёром,
повороты под руку).
Тема 4. «Танцевально-ритмическая гимнастика»
Теория: Показ и объяснение выполнения упражнений сидя и лёжа на полу.
Практика: Выполнение упражнений «ёлочка», «дорожка», «бабочка», «лодочка»,
«лягушка», «мостик», шпагат и т.д.
Тема 5. «Игропластика»
Практика: Выполнение специальных упражнений для развития мышечной силы и
гибкости (наклоны и повороты головы, корпуса, правильная постановка рук на пояс).
Тема 6. «Танцевально-ритмические движения»
Теория: Показ и объяснение выполнения танцевальных движений в разных стилях.
Практика: Совершенствование выполнения танцевальных связок в различных стилях
(шаг польки, вальс, в русском характере, хип-хоп).
Тема 7. «Танцевально-ритмические этюды»
Практика: Разучивание, самостоятельное составление и воспроизведение небольших
танцевальных связок.
Тема 8. «Музыкально-подвижные игры»
Практика: Подвижные игры на внимание, координацию и ориентацию в пространстве
(«Паровозик», «День - ночь»). Игры на развитие образного мышления подражание
животным, профессии, фигуры («Путешествие по странам», «Времена года», « Море
волнуется раз…»).
Тема 9. «Ритмические упражнения на координацию движений»
Теория: Правила ориентации в пространстве, повороты по точкам.
Практика: Изучение танцевальной комбинации на шагах с подскоками и поворотами
(полуповороты, повороты, туры, развороты), в линии и по диагонали.
Тема 10. «Постановка и отработка эстрадных номеров»
Теория: Образы в театральном номере и показ танцевальных связок и рисунка.
Практика: Разучивание и отработка техники исполнения движений концертных номеров.
Тема 11. Итоговое занятие.
Практика: Выступление на отчётном концерте, подведение итогов за учебный год.
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и
кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными

12

сочинениями;
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как
контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп –
разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение
звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний);
метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму
произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный
и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру,
и выражать это в соответствующих движениях.
2.
Развитие
двигательных
качеств
и
умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные
ниже
виды
движений.
Основные:
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий,
острый,
пружинящий
бег;
• прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с
продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок
«легкий»
и
«сильный»
и
др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения
на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и
ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные
по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных
ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные
циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в
пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно
выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики»,
«спираль»
и
др.).
4. Развитие творческих способностей:
• Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая
пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения

13

в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по
фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть,
страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и
свободно резвятся в воде».
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым
персонажам;
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе
место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место,
извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
«Физическое
развитие»

«Социальнокоммуникативное
развитие»

«Познавательное
развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»

«Речевое
развитие»

Связь с другими образовательными областями
Развитие физических качеств, для музыкально- ритмической
деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности. Сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей,
формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области
музыки; развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной
деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами
речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
Развитие детского творчества, приобщение различным видам
искусства, использование художественных произведений для
обогащения содержания области «Музыка», закрепления
результатов
восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической
стороне
окружающей действительности; развитие детского творчества.
Использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия художественных произведений

14

Содержание направлений работы с семьёй по художественно - эстетическому
развитию детей.
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям (законным
представителям) актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с
возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного
образования и культуры в художественно - эстетическом воспитании детей. Привлекать
родителей (законных представителей) к активным формам совместной с детьми
деятельности, способствующим творческому развитию: занятиям в танцевальных
студиях, творческим проектам, семейным праздникам. Ориентировать родителей
(законных представителей)
на совместный просмотр выступления образцовых
хореографических коллективов, посещения театров, балета и т.д.
Мероприятия, проводимые для родителей (законных представителей) в течение года:
«День открытых дверей»
Посещение родителями семейных и тематических праздников, занятий.
Темы консультаций для родителей:
«Танцы – это здорово».
«Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства».
«Что развивают занятия танцами?».
«Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства» и т.д.
Основные формы взаимодействия с семьей.
Информация родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации.
Совместная деятельность: проекты, дни открытых дверей, привлечение родителей к
проведению вечеров развлечения, семейных праздников, участия в городских
мероприятиях.
1.4. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры
дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это
ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной
деятельности взрослых.
В Программе так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей старшего
возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного
возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры образования детей 5-7 лет
Старшая группа 5-6 лет:
ребенок соблюдает элементарные правила поведения во время непрерывной
образовательной деятельности (далее НОД); имеет первичные представления об
элементарных правилах поведения в танцевальном зале и старается соблюдать их;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности.
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными

15

движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- умение выразительно и непосредственно двигаться под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- у ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия;
- музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;
- проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
- активен в танцевальных импровизациях. Самостоятельно исполняет ранее знакомые
танцевальные композиции;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Подготовительная группа 6-7 лет:
ребенок овладевает элементарными хореографическими навыками, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах танцевальной
деятельности и прежде всего в игре. Ребенок следует правилам поведения в музыкальном
зале во время НОД;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения на танцевальном НОД;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам в
области хореографического искусства.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к
моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей
развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система педагогического мониторинга развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- различные шкалы индивидуального развития.

№
п/п
1.
2.
3.

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
2022-2023 учебный год
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю

16

36
36
1

4.
5.

Количество часов
Недель в I полугодии

6.

Недель во II полугодии

7.
8.
9.

Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

2023-2024 учебный год
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии

6.

Недель во II полугодии

7.
8.
9.

Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
с 01.09.2022г.-30.12.2022г. –
17 недель
2 полугодие с 09.01.2023г.31.05.2023г. – 19 недель
01.09.2022г.
01 января – 9 января
31 мая

36
36
1
36
с 04.09.2023г.-29.12.2023г. –
17 недель
2 полугодие с 10.01.2024г.31.05.2024г. – 19 недель
04.09.2023г.
01 января – 9 января
31 мая

График работы танцевального кружка
«Малиновый сироп»
на неделю
Дни
недели

Контингент детей

время

Место
проведения

Группа детей: 20 чел.

15.40-16.05

Музыкальный зал

Среда
(подготовительная Группа детей: 20 чел.
группа)

15.40-16.10

Музыкальный зал

Понедельник
(старшая группа)

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Дошкольное учреждение располагает достаточной ресурсной базой и условиями для
осуществления качественного образовательного процесса, направленного на развитие
личности ребенка посредством правильной организации детской деятельности. К
организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие
качество уровня развития у дошкольников музыкально-ритмпических и танцевальнотворческих навыков:
1. музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами.
Оборудование музыкального зала ДОУ отвечает требованиям безопасности,
здоровьесбережения, эстетически привлекательно, является развивающим.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, музыкальные игрушки обеспечивают
максимальный
развивающий
эффект.
Художественно-эстетическое
развитие
обеспечивается в современном музыкальном зале, где проводятся музыкальные занятия,
праздники, развлечения, индивидуальная работа с детьми.

17

Эстетическое оформление зала соответствует нормативным требованиям к содержанию
детей в дошкольных учреждениях. Развивающая предметно-пространственная среда
создается творческими усилиями педагогов, родителей (законных представителей) и
соответствует индивидуальным психологическим возрастным особенностям ребёнка,
интересам и потребностям.
2. Технические средства:
- музыкальный центр – 1 шт.
- мультимедийное оборудование (проектор – 1 шт., ноутбук – 1 шт.)
3. Музыкальные пособия и атрибуты к танцам:
- султанчики – 40 шт.
- ленточки – 40 шт.
- мячи (арбузы) – 20шт.
- мячи – 20шт.
- обручи – 20 шт.
- цветы – 40 шт.
-листья – 40 шт.
- короны – 10шт.
-зонт (мал.)- 10 шт.
- зонт (бол.) – 10 шт.
- колпачки Деда Мороза – 20 шт.
- тазики – 11 шт.
- балалайки – 4 шт.
- лошадка – 6 шт.
- крылья бабочек – 10 шт.
-погремушки – 32 шт
- грибочки – 10 шт
-флажки – 39 шт
- веера – 12 шт.
4. Сценические костюмы:
- сарафаны голубые и белые блузки – 11 шт.
- сарафаны зеленые – 8шт.
- сарафаны красные – 5 шт.
- сарафаны длинные – 11 шт.
- костюм «Неваляшки» - 10 шт.
- костюм «Лебедь» (белое платье, шарф) – 6 шт.
- цыганский костюм (для девочек - юбка, кофта) – 4 шт.
- морские пилотки (синие, белые)- 39 шт.
- морские воротники – 39 шт.
- военный костюм (пилотка – 6 шт., плащ-палатка- 6 шт.)
- юбки - 5 шт.
- юбка длинная, кокошник – 3 шт.
- костюмы поварят – 7шт.
- Брюки – 6 шт.
-красные шаровары - 7 шт.
- брюки голубые - 10 шт.
- жилетки голубые – 10 шт.
- брюки красные с лампасами – 6шт.
- косоворотка белая – 6 шт.
- косоворотка красная - 6 шт.
- костюм «Русская березка» - 8 шт.
Костюм «Восточные красавицы» - 5 шт.
- костюм грачи – 8 шт.

18

- костюм «Джентльмен» - 6 шт.
- шапочки мухоморы – 12 шт.
- косынки разноцветные – 40 шт.
- короны, диадемы – 20шт.
5. музыкальный инструмент (фортепиано)
6. Наглядно - иллюстративный материал.
7. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической
деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000 - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967 – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006 – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005 - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линкапресс, 2006 - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4 – СПб.: Музыкальная палитра,
2006 – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика
для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006 -352 с.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Инструктор по физической культуре со стажем педагогической работы 15 лет, первая
квалификационная категория.
Окончила Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж
2006 г.
Квалификация: педагог дополнительного образования с дополнительной подготовкой в
области художественного творчества (хореография)
По специальности «Педагог дополнительного образования»
2.2.3. Методические материалы
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
- Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
- Этап углубленного разучивания упражнения;
- Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об
упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует
упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая
педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для
формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую
ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют
большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами,
головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может
закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например,
разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального
характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы

19

дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если
упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять
расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками,
далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее
обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления
ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько
раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап
углубленного
разучивания упражнения
характеризуется
уточнением
и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения,
усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На
этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении
движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует
развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного
навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у
детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня,
выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими
упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и
формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда,
когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными
упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства,
осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран согласно возрасту детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный
материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
— соответствие возрасту;
— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
— моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и
навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие
способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
Ребенок должен знать терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование
точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа,
разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную
информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет
начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является
невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на
активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).

20

Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть
разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия,
определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
2.3. Форма аттестации (контроля), оценочные материалы.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условияхДОУ
в
полной
мере
реализовать
свои хореографические, творческие
способности на выступлениях в ДОУ, а также в итоговом открытом занятии.
Средства диагностики: наблюдение за детьми, анализ продуктов детской
деятельности. Отзывы родителей (законных представителей или лиц ихзамещающих).
Индивидуальная оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений
за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Для проведения педагогической диагностики используется различные методы:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов детской деятельности
Для анализа уровня усвоения программного материала и своевременной коррекции
педагогического процесса использованы различные диагностические методики, в том
числе адаптивная методика А.И.Бурениной «Диагностика уровня музыкального и
психомоторного развития ребенка».
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей
ребенка, состояния его эмоциональной сферы
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
Цель: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального
уровня и динамики развития, эффективности педагогического процесса).
Методы: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения
обычных и специально подобранных заданий.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на
лучшие показатели, выявленные для данного возраста. Движение является прекрасным
показателем, «видимым айсбергом» глубинных психических процессов, и по
двигательной реакции детей под музыку можно достаточно достоверно провести
диагностику музыкального и психомоторного развития ребёнка.
Задачи:
1.Выявить уровень развития музыкальности:
- развития способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и
характер, понимать её содержание;
- развития чувства ритма;
- развития музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развития музыкальной памяти.
2.Определить уровень развития двигательных качеств и умений:
- развития ловкости, точности, координации движений;
- развития гибкости;
- развития умения ориентироваться в пространстве;
3.Выявить уровень развития творческого воображения:

21

- развития способности к выразительному исполнению.
4.Выявить уровень развития психических процессов:
- развития эмоциональной сферы;
- подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развития восприятия, внимания, памяти.
5.Определить уровень развитие нравственно-коммуникативных качеств:
- развития коммуникативных способностей
- сформированность чувства такта и культурных привычек.
.
Диагностические критерии.
Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень
среднего

Музыкальность

1.Внимательно
слушает
музыку до конца,
способен
высказаться
о
характере,
содержании
произведения
самостоятельно.
2.Двигается
в
соответствии
с
характером
музыки,
самостоятельно
меняет движения в
соответствии
с
музыкальными
фразами, темпом,
ритмом.
3.Самостоятельно
определяет на слух
танцевальные
жанры, изучаемые
на занятиях.
4.Ритмично
выполняет
движения
под
музыку.

1.Слушает музыку
до
конца,
отвлекаясь.
Высказывается о
содержании и
характере
произведения с
помощью
наводящих
вопросов.
2.Двигается
приблизительно
в
характере
музыки,
с
помощью
подсказки педагога
меняет движения
в соответствии с
музыкальными
фразами,
темпом, ритмом.
3.Определяет
на
слух танцевальные
жанры,
изучаемые
на
занятиях
с
помощью
подсказки
педагога.
4.Не
всегда
ритмично
выполняет
движения
под музыку.

1. Не
может
дослушать музыку
до
конца,
отвлекается.
Не
может высказаться
о
характере
и
содержании
произведения.
2. Не
может
передать
в
движении характер
музыки, не слышит
музыкальные
фразы, движения
меняет хаотично.
3. Не
может
определить на слух
танцевальные
жанры, изучаемые
на занятиях.
4. Движения
выполняет
под
музыку
не
ритмично.

Двигательные
навыки

1.Уверенно
части

знает
тела.

1.Неуверенно знает
части тела.

1. Плохо
знает
части тела. Путает

22

ниже

Правильно
сочетает движения
рук
и
ног
в
танцевальных
композициях.
2.Свободно
и
самостоятельно
выполняет
перестроения,
предложенные
педагогом, а так же
использованные в
танце.
3.Точно и ловко
выполняет
танцевальные
движения.
4.Мягко, плавно и
музыкально
выполняет
движения руками в
соответствующем
контексте.

Плохо
координирует руки
и ноги
в
танцевальных
композициях.
2.Выполняет
перестроения
с
помощью
подсказки педагога
или детей.
3.Танцевальные
движения
выполняет
приблизительно.
4.Испытывает
трудности
с
выполнением
мягких и плавных
движений руками
в соответствующем
контексте.

сочетание рук и
ног в танцевальных
движениях.
2. Путается
в
перестроениях,
плохо
ориентируется
в
пространстве.
3. Танцевальные
движения
выполняет
с
трудом.
4. Коряво
выполняет
движения руками в
медленных
и
плавных
композициях.

Эмоциональная
сфера

1.Умеет выражать
свои чувства в
движении,
выразительно
и
эмоционально
двигаться в танце.

1.Немного скован
эмоционально,
не
всегда
выразительно
исполняет
композицию.

1. Скован и зажат,
движения
выполняет
не
эмоционально,
стесняется
зрителей.

Творческие
проявления

1.С удовольствием
импровизирует
движения
под
музыку,
придумывает
оригинальные
композиции.
2.С
легкостью
придумывает
танцевальные
движения,
раскрывающие
образ героя или
настроения
музыки.

1.Импровизирует
движения
под
музыку
по
просьбе
педагога и с его
помощью.
Помогает
в
составлении
танцевальных
композиций.
2.Придумывает
танцевальные
движения
по образцу.

1.
Не
может
импровизировать
танцевальные
движения
и
придумать
композицию
движений.
2. Не
может
придумать
танцевальные
движения.

Коммуникативны
е навыки

1.
Знает
основные

1.Неуверенно знает
основные

1. Плохо
основные

все

23

знает

Проявление
некоторых
Психических
процессов

положения
«
партнерпартнерша».
2.Всегда
уважительно
относится
к
товарищам,
соблюдает
очередность,
дистанцию,
проявляет терпение
к
отстающим
детям.

положения
«
партнерпартнерша».
2.Не
всегда
уважительно
относиться
к товарищам,
соблюдает
очередность
и
проявляет терпение
к
отстающим
детям.

положения
«
партнерпартнерша».
2. Неуважительно
относится
к
товарищам,
не
соблюдает
очередность,
не
может
проявить
терпение
к
товарищам.

1. Запоминает всю
последовательност
ь
танцевальных
движений
и
рисунок танца.
2.Не отвлекается от
музыки и процесса
движения,
правильно
выполняет
всю
композицию
самостоятельно от
начала до конца.
3.Умеет
самостоятельно
подчинять
движения темпу,
ритму, динамике и
форме.

1.Частично
запоминает
последовательност
ь
танцевальных
движений
и
рисунок танца.
2.Может
отвлекаться
во
время слушания
и движения.
Композицию
исполняет
с
подсказкой
педагога.
3.Не
всегда
получается
подчинить
движения
темпу,
ритму,
динамике и форме
самостоятельно.

1. Не
может
запомнить
последовательност
ь
танцевальных
движений
и
рисунок танца.
2. Все
время
отвлекается
от
музыки и процесса
движения,
композицию
исполняет
с
ошибками.
3. Не
может
подчинять
движения темпу,
ритму, динамике и
форме.

3. Список литературы
нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);

24

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
литература для педагога:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЛОИРО,
2000г.
2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: ЛИНКА –
ПРЕСС, 2006г.
3. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. « Са - Фи - Дансе», Санкт - Петербург «Детство - пресс»,
2000 г.
4. И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева «Топ-топ каблучок», Композитор Санкт-Петербург,2005 г.

Сарафанова
Людмила Петровна

25

Подписано цифровой
подписью: Сарафанова
Людмила Петровна
Дата: 2022.12.06 10:37:31 +05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».