Положение о логопедическом пункте МАДОУ № 14

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Принято:
на педагогическом совете
МАДОУ № 14
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

Утверждено:
Заведующий МАДОУ № 14
__________ Л.П. Сарафанова
Приказ № 70-ОД от 30.08.2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 38957D3973A46306AE01D6A25DF146
Владелец: Сарафанова Людмила Петровна
Действителен: с 10.08.2023 до 02.11.2024

Положение
о логопедическом пункте
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 14 «Юбилейный»

г. Сысерть
2023 год

1

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Юбилейный» (далее - МАДОУ,
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" с изменениями от 4 августа 2023 года; Инструктивным
письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г № 2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения»; Приказом Министерства просвещения РФ от 31
июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»; Уставом МАДОУ.
1.2. Настоящее Положение определяет цель и задачи, порядок создания и направления
деятельности логопедического пункта в МАДОУ, материально-техническую базу и
финансовое обеспечение работы, регламентирует его комплектование, организацию, а также
устанавливает
обязанности,
права
и
ответственность
участников
коррекционно-образовательных отношений и перечень необходимой документации.
1.3. Данное Положение направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года, Федерального
закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, а также Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим МАДОУ при
наличии
соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в
развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Положение регламентирует деятельность МАДОУ по вопросам организации работы
логопедического пункта на территории дошкольного образовательного учреждения,
устанавливает основные направления, регулирующие правовую, образовательную и
коррекционную деятельность логопункта, гарантирует возможности для получения
логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает условия
для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ
вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с легкими речевыми
нарушениями, в возрасте 5-7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по
решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной
образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи логопункта:
- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуальноличностных особенностей детей;
- осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
- предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

2

- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с
получением специальной помощи в развитии речи;
- осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей
воспитанников (законных представителей);
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника;
- интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в
развитии речи;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
- оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающейдеятельности;
- организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
- сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и еѐ анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при
необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 5-7 лет на основании данных
обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего МАДОУ в срок до октября
текущего года, на основании утвержденного психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) и психолого-педагогического консилиума МАДОУ (далее -ППк МАДОУ)
списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного
образовательного учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о
логопедическом пункте в ДОУ”.
4.4. Заведующий МАДОУ обеспечивает создание условий для проведения с детьми
коррекционной и педагогической работы; подбирает учителя-логопеда для коррекционной
работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим
образованием,
владеющее
методами
нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в
соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу
из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное образовательное
учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по
3

заключению ПМПК и ППк МАДОУ на основании приказа заведующего дошкольного
образовательного учреждения и заявления родителей (законных представителей)
воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в речевом
развитии:
• фонематические;
• фонетико-фонематические;
• фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
• общее недоразвитие речи I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой
психического развития
• заикание
5.4. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по
коррекции речи от 12 до 25 детей в течение года.
5.5. Учитель-логопед МАДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого
развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 4-х летнего
возраста.По результатам обследования формируется списочный состав детей с 5 до 7 лет для
коррекционной работы.
5.6. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения
производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.7. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт,
осуществляется заведующей дошкольного образовательного учреждения.
6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на
логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и
подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы
свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующим дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп
зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует
работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ (не
произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические
нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с

4

детьми;
- планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
- оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей, посещающих
занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии, заявление о
зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ППк в течение учебного года.
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную
коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационно-методическую и
консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и
речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения.
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
руководитель дошкольного образовательного учреждения.
7. Участники коррекционно-образовательной деятельности
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители)
воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
- проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией;
- регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;
- определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
- планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной
речи;
- составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное
образовательное учреждение;
- оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;
- отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
- корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической
помощи воспитанникам;
- оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин

5

нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача
рекомендаций;
- осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогомпсихологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК;
- информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих
речевые нарушения;
- ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной
работы;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
- самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;
- повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;
- осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
- контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей,
зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда
- учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ, несет
ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой
патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения
детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
- создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
- проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
- наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;
- планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
- участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников МАДОУ,
зачисленныхна логопедический пункт;
- осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителемлогопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных налогопедический пункт,
во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
- взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
воспитанников МАДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт.
-вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает заинтересованность
в ее результативности.
7.6. Администрация МАДОУ:
6

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;
- подбирает педагогических работников для коррекционной работы.
- обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными
пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому
списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,
сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах
ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС дошкольного
образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими
работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению речевых
нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольного образовательного учреждения, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется руководителем
дошкольного образовательного учреждения.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет
на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
3. Выписка из протокола заседания ПМПК.
4. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
5. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного в
логопедический пункт.
6. Акт обследования речевой деятельности.
7. Индивидуальные тетради воспитанников.
8. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения.
9. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
10. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
11. График работы учителя-логопеда.
12. Журнал учета движения детей на логопункте.
13. Журнал учета посещаемости.
14. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
15. Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
действующих СаНПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и
7

таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и
ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением, на
базе которого он создан.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие)
приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».