Положение о педагогической диагностике

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 27.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МАДОУ № 14
____________ Л.П. Сарафанова
Приказ № 66 – ОД от 27.08.2024г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 38957D3973A46306AE01D6A25DF146
Владелец: Сарафанова Людмила Петровна
Действителен: с 10.08.2023 до 02.11.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении педагогической диагностики достижения
планируемых результатов образовательной программы
детьми дошкольного возраста
(в соответствие с ФГОС ДО и ФОП ДО)

г. Сысерть, 2024 год
1

1.
Основные положения
1.1.
Настоящее Положение о педагогической диагностике муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14
«Юбилейный» (далее - МАДОУ) разработано с учетом следующих нормативных
документов:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (актуальная ред.) «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред.) «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
- Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО).
1.2. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов представляет
собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов,
обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного
процесса и условий.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
МАДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами.
1.4. Результаты педагогической диагностики обучающихся хранятся у педагога группы и в
системе электронного документооборота МАДОУ до момента выбытия детей из МАДОУ
и не могут быть использованы ни в каких других целях, кроме как для индивидуализации
образования и оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3 ФГОС ДО).

2. Основные цели, задачи, направленность и принципы педагогическойдиагностики
2.1.Настоящая педагогическая диагностика достижения планируемых результатов (далее
- педагогическая диагностика) разработана на основании и во исполнение ФЗ РФ «Об
образовании в РФ», в соответствие с Федеральным государственным образовательным
стандартом (далее - ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (далее - ФОП ДО).
2.2. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка,
его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и
динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты освоения ОП ДО, своевременно вносить изменения в
планирование, содержание и организацию образовательной деятельности1.
1 П.16.1 ФОП ДО
2

-

2.3. Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации ОП ДО может проводиться оценка
индивидуального развития детей2, уровня сформированности знаний и уровня овладения
ребенком каждым видом детской деятельности в соответствии с возрастными
особенностями. Вопрос о ее проведении для получения информации о динамике
возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО, формах организации и
методах решается непосредственно МАДОУ.
2.4. Специфика педагогической диагностики обусловлена следующими требованиями
ФГОС ДО, подчеркивающими направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий:
- планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры дошкольного
образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности.
- освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестацией воспитанников5.
2.5. Принципы педагогической диагностики:
комплексность,
непрерывность,
диагностичность (наличие критериев),
уровневость,
доступность результатов для родителей (законных представителей), педагогов,
непосредственно работающих с ребенком,
обобщенность информации для анализа образовательного процесса МАДОУ.
3. Организация и проведение педагогической диагностики в МАДОУ
3.1. Педагогическая диагностика проводится на начальном этапе освоения ребенком
Образовательной программы (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения
Программы его возрастной группой (финальная диагностика):
При поступлении в МАДОУ (в зависимости от времени поступления ребенка вгруппу);
- При переходе на новую образовательную ступень развития;
- На этапе завершения дошкольного образования (подготовительная к школегруппа).
- При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период
пребывания ребёнка в группе.
3.2. Педагогическая диагностика проводится педагогическими сотрудниками ДОО
(воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической
культуре, музыкальным руководителем) в произвольной форме на основе мало
формализованных диагностических методов6:
3.2.1. Наблюдение
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка и
содержание образовательной деятельности. Они выступают как обобщенные показатели
возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих
образовательных областях.
2 П.3.2.3 ФГОС ДО, п.16.2 ФОП ДО
3 П.16.3 ФОП ДО
4 П.4.3 ФГОС ДО
5 П.4.3 ФГОС ДО, ч.2 ст.11 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»
6 П.16.6, 16.7, 16.8 ФОП ДО
3

Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе, на прогулке,
совместной деятельности, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения
педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи и т.д.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность
выполнения действия - позволяет определить зону актуального и ближайшего развития
ребенка. Инициативность - свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в
деятельности и взаимодействии.
3.2.2. Анализ продуктов детской деятельности
3.2.3. Свободные беседы с детьми
3.2.4. Специальные диагностические ситуации
3.2.5. Специальные методики
3.3. Результаты наблюдения фиксируются7 путем заполнения Диагностических карт и
могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных
задач8:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Диагностические карты - представлены в виде структурированных таблиц с
диагностическими показателями, определенных в соответствие с планируемыми
результатами реализации ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к
завершению ДОО, и содержанием образовательной деятельности по пяти
образовательным областям:
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Технология работы с диагностическими картами включает 2 этапа:
1 этап. Напротив, фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра. Затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение = сумма всех баллов по строке, разделенная на их количество.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель
по группе (среднее значение = сумма всех баллов по столбцу, разделенная на количество
детей, принявших участие в диагностике).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в
развитии.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения ОП ДО.
7
8

П.16.7 ФОП ДО
П.3.2.3 ФГОС ДО, п. 16.4 ФОП ДО
4

Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в
освоении ОП ДО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую
группу9.
3.4. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог). Участие ребёнка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической
помощи.
3.5. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую
предметно-пространственную среду, мотивирующую активную творческую деятельность
обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
4. Контроль проведения педагогической диагностики
4.1. Контроль проведения педагогической диагностики осуществляет заместитель
заведующего. По итогам контроля проводятся консультации педагогов, рекомендации,
анализ результатов. Сбор,анализ, хранение результатов педагогической диагностики
4.2. Документы по педагогической диагностике: заполненные карты развития хранятся
у педагогов на группах на электронном носителе.
4.3. Аналитические справки по педагогической диагностике составляются 1 раз в год, в
мае. Анализ результатов педагогической диагностики на группе - составляют воспитатели
группы, сводный анализ по МАДОУ составляет заместитель заведующего. Все
аналитические справки (по группам и сводный) хранятся у заместителя заведующего в
электронном документообороте МАДОУ.
4.4. Срок хранения документов по педагогической диагностике:
4.5. Карты развития - до момента выпуска обучающихся из МАДОУ (5 лет);
Аналитические справки - 5 лет.
9

П.15 ФОП ДО

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».