Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ № 14
……………Сарафанова Л.П.
Приказ № 59 – ОД от 09.06.2023г.
Подписано цифровой подписью: Сарафанова
Людмила Петровна
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН
ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1",
L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство
России
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 30 Июнь 2023 г. 11:21:42
Учебный план
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
на 2023-2024 учебный год
г. Сысерть, 2023 г.
1
1. Пояснительная записка к учебному плану на 2023 – 2024 учебный год
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим общие
требования к организации образовательного процесса в муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 14 «Юбилейный» (далее МАДОУ) в 2023-2024 учебном году.
Учебный план разработан в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020г. № 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
7. Приказом № 31 от 21 января 2019 года «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного
образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
8.Письмом Минобрнауки Росси и от 28.02.2014 N 08 -249 "Комментарии к ФГОС
дошкольного образования ";
9. Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 28.12.2022 N 71847) .
10. Устав МАДОУ № 14 «Юбилейный» утвержден постановлением Администрации
Сысертского городского округа от 21.11.2018г. № 1701
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
- принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного
плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
- критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели
и задачи на необходимом и достаточном материале);
- принципом интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности,
форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решением программных образовательных задач в совместной деятельности (далее – СОД)
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной
образовательной деятельности (НОД), но и при организации режимных моментов.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом
СанПиН).
2
Учебный план МАДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным
актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение непосредственно- образовательной деятельности (далее НОД).
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений (парциальные программы), а также
устанавливается соотношение между этими частями.
Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (далее - ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста
составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП
ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
- взаимодополняет содержание образовательных областей;
- позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги;
- учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуется во
время непосредственно- образовательной деятельности, режимных моментах, а так же на
протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год начинается с 01.09.2023 г. и заканчивается 31.05.2024 года.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10
часовое пребывание воспитанников.
В МАДОУ функционирует 12 групп общеразвивающей направленности:
- группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) - 2
- младшая группа (от 3 до 4 лет) – 2
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 3
- старшая группа (от5 до 6 лет) - 3
- подготовительная группа (от 6 до 7 лет) - 2
Содержание учебного плана включает в себя совокупность 5
образовательных областей: "Социально- коммуникативное развитие", "Познавательное
развитие", "Речевое развитие", "Художественноэстетическое развитие", "Физическое
развитие»,
реализуемым
в
организованной
образовательной
деятельности,
самостоятельной деятельности детей, режимных моментах и обеспечивают
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
- развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
- формирование у ребенка основ гражданственности уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону
проживания и стране в целом;
- развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального
интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
- развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Познавательное развитие направлено на:
- развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
3
- освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности
к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
- формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях;
- формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание
гуманного отношения к природе;
- формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурноисторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества,
многообразии стран и народов мира;
- формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий,
овладение логико-математическими способами их познания;
- формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах
их безопасного использования.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
-формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
- развитие речевого творчества;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;
- формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое);
- формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании,
лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных
инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
- освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;
- реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
- развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Физическое развитие предусматривает:
- приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;
- овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
4
- воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
- воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;
- приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о
здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных
видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей отражено в расписании непосредственно-образовательной деятельности с
детьми в группах общеразвивающей направленности (далее – НОД). НОД как «условные
часы» используется как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной
как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных
отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в
соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей:
- в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-гигиеническим
нормам и требованиям, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных учреждениях, учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников групп:
Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности для детей
дошкольного возраста, не более:
- от 2 до 3 лет – 10 минут,
- от 3 до 4 лет –15 минут,
- от 4 до 5 лет –20 минут,
- от 5 до 6 лет –25 минут,
- от 6 до 7 лет –30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, не более:
- от 2 до 3 лет – 20 минут,
- от 3 до 4 лет –30 минут,
- от 4 до 5 лет –40 минут,
- от 5 до 6 лет –50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна,
- от 6 до 7 лет –90 минут
Так, максимальный допустимый объем недельной образовательной нагрузки,
включая НОД из части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений:
для детей раннего возраста в ДОУ составляет:
5
группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) –10 НОД - 100 мин (1 час 40мин)
для детей дошкольного возраста в ДОУ составляет:
в младшей группе (от 3 до 4 лет) – 10 НОД – 150 минут (2 часа 30 минут);
в средней группе (от 4 до 5 лет) – 10 НОД – 200 минут (3 часа 20 минут);
в старшей группе (от 5 до 6 лет) – 13 НОД – 325 минут (5 часов 25 минут);
в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) - 14 НОД – 420 минут (7 часов 00
мин).
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
В середине НОД с целью профилактики нарушения осанки, переутомления детей
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов продолжительность
непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет — 5–7
минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
НОД по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 8 лет организуется не
менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
С детьми третьего года жизни НОД по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю в групповом
помещении или в зале, продолжительность НОД – 10 минут.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет организуются занятия по физическому
развитию детей на открытом воздухе. Эти занятия проводят только при отсутствии у
детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом
воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни
занятия физической культурой должны проводится в зале (группе).
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывную
образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на
открытом воздухе.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических
упражнений к общему времени занятия физической культурой должна составлять не
менее 70%.
Продолжительность прогулок, не менее:
Для детей до 7 лет - 3 часа в день
Для детей старше 7 лет - 2 часа в день
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую
половину дня - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Во время прогулки
с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в
конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ.
Продолжительность дневного сна, не менее:
2-3 года – 3 часа
4-7 лет – 2,5 часа
6
Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр,
закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его
помощника) в спальне обязательно.
Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной
деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.
В летний период (с 01.06.2024г. по 30.08.2024г.) реализация учебного плана
предусматривает:
- организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме периода (на
свежем воздухе) на игровых площадках, в соответствии с графиком;
- проводятся
культурно – досуговые, физкультурно – оздоровительные,
профилактические, спортивные мероприятия, развлечения, а также спортивные,
подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, целевые прогулки на свежем
воздухе.
На базе МАДОУ функционирует логопункт с целью осуществления коррекционной
работы учителем - логопедом. Количество воспитанников - 25. Коррекционноразвивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия в логопункте
проводятся малыми подгруппами (2 – 3 воспитанника) или индивидуально и выводятся за
пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом
Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителемлогопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в
общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая
вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы
нагрузки на ребенка
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативно-правовых документов,
принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МАДОУ.
Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию целей, задач,
содержания основной образовательной программы дошкольного образования
в обязательной части
1.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2.
В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина Примерное комплексно-тематическое
планирование к программе «От рождения до школы»: Младшая группа (3–4 г.) М.:
Мозаика-Синтез, 2015
3.
В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина Примерное комплексно-тематическое
планирование к программе «От рождения до школы»: средняя группа (4-5 лет) М.:
Мозаика-Синтез, 2015
4.
В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина Примерное комплексно-тематическое
планирование к программе «От рождения до школы»: старшая группа (5-6 лет) М.:
Мозаика-Синтез, 2015
5.
В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина Примерное комплексно-тематическое
планирование к программе «От рождения до школы»: подготовительная группа (6-7 лет)
М.: Мозаика-Синтез, 2015
Образовательная
область
Используемые программы, методические пособия
7
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы
во второй группе раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в
младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в
средней группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в
старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в
подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез,
2016.
М Б. Зацепина «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание
дошкольников». Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика –
Синтез, 2015.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском
саду». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика –
Синтез, 2008.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н.Н.
«Основы
безопасности жизнедеятельности дошкольников», Детство Пресс,
2015 г.
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое
воспитание в детском саду». Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с
детьми 3–7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2015 г.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников
(3–7 лет). М.: Мозаика- Синтез, 2015 г.
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного
движения (3–7 лет). Мозаика- Синтез, 2015 г.
Теплюк С.Н. «Игры – занятия на прогулке с малышами. Для работы
с детьми 2-4 лет». Мозаика- Синтез, 2015 г.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»;
«День Победы». Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая
Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники
Отечества». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о
достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о
Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне
1812 года»
О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду».
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез,
2016.
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений во второй группе раннего возраста».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в младшей группе детского сада».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
8
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в средней группе детского сада».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в старшей группе детского сада».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в подготовительной группе детского
сада». Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
О.А. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
О.А. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
младшей группе детского сада». Конспекты занятий. – М.: Мозаика
– Синтез, 2016.
О.А. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
средней группе детского сада». Конспекты занятий. – М.: Мозаика
– Синтез, 2016.
О.А. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
старшей группе детского сада». Конспекты занятий. – М.: Мозаика
– Синтез, 2016.
О.А. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
подготовительной к школе группе детского сада». Конспекты
занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром» Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика –
Синтез, 2016.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию
элементарных математических представлений во второй группе
раннего возраста». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию
элементарных математических представлений в младшей группе
детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию
элементарных математических представлений в средней группе
детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию
элементарных математических представлений в старшей группе
детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию
элементарных математических представлений в подготовительной
к школе группе детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика –
Синтез, 2016.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного
материала в средней группе детского сада». Конспекты занятий. –
М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного
материала в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. –
М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного
материала в подготовительной к школе группе детского сада».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
Куцакова Л. В.. Конструирование и художественный труд в
9
Художественноэстетическое развитие
детском саду. Программа и конспекты занятий М: МозаикаСинтез,2015
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников». Методическое пособие. – М.:
Мозаика – Синтез, 2016
А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» Спб.,
«Детство пресс», 2015 г.
И.А. Агапова Детям о памятных датах и культурных ценностях
России, Москва, 2014 г.
Крашенинников Е.Е.,Холодова О. Развитие познавательных
способностей дошкольников (5-7 л.) М.: Мозаика- Синтез, 2016
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транс
порт»; «Арктика и Антарктика»;
«Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»;
«Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника
и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия
«Рас сказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»;
«Профессии». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о
бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»;
«Расскажите детям о космосе»; «Рас-скажите детям о рабочих
инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите
детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»;
«Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней
полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для
рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья
с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»:
«Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»;
«Животные — домаш ние питомцы»; «Животные жарких стран»;
«Животные средней полосы»; «Морские обитатели»;
«Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки —
друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цве ты»; «Ягоды лесные»;
«Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»;
«Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»;
«Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних
животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»;
«Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям
о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»;
«Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»;
«Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»;
«Расскажите детям о садовых ягодах».
Комарова. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез,
2015.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности во II
младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Конспекты
10
Речевое развитие
и планы занятий М.: Мозаика-Синтез, 2015.
И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. Программа и
методические рекомендации. . М.: Мозаика-Синтез, 2016.
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».
Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
М. Б. Зацепина, Т.В. Антонова “Народные праздники в детском
саду”. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
М. Б. Зацепина, Т.В. Антонова “Праздники и развлечения в
детском саду”. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Т.С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе
воспитательно-образовательной работы детского сада» Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез,
2016.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Программа по музыкальному
воспитанию «Ладушки», Спб., 2010
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала:
Средняя группа (4-5 лет). М.: Мозаика- Синтез, 2015
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала:
Старшая группа (5-6 лет). М.: Мозаика- Синтез, 2015
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала:
Подготовительная группа (6-7 лет). М.: Мозаика- Синтез, 2015
Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»:
«Гжель»; «Городецкая роспись по де реву»; «Дымковская
игрушка»; «Каргопольская народная игрушка»; «Музыкальные
инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная
игрушка»; «Хохлома». Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»;
«Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»;
«Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»;
«Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о...»:
«Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите
детям о музеях и выставках Москвы», «Рас-скажите детям о
Московском Кремле». Серия «Искусство — детям»: «Волшебный
пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»;
«Простые узоры и орнаменты»; «Ска- зочная гжель»; «Секреты
бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Филимоновская
игрушка»; «Хохломская роспись»
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и
методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй группе раннего
возраста». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в младшей группе
детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе
детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к
школе группе детского сада». Планы занятий. – М.: Мозаика –
Синтез, 2016.
Наглядно-дидактические пособия
11
Физическое
развитие
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду с 2-3 лет. Нагляднодидактическое пособие. М: Мозаика-Синтез,2005
Гербова В. В..Развитие речи в детском саду с 3-4 лет. Нагляднодидактическое пособие. М: Мозаика-Синтез,2005
Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М: МозаикаСинтез,2005
Гербова В. В.. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. М: МозаикаСинтез,2005
«Книга для чтения в детском саду и дома» Хрестоматия. 2-4 года /
В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М., 2016.
«Книга для чтения в детском саду и дома» Хрестоматия. 4-5 лет /
В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М., 2016.
«Книга для чтения в детском саду и дома» Хрестоматия. 5-7 лет /
В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М., 2016.
Наглядно-дидактические пособия Серия «Грамматика в
картинках»:
«Антонимы.
Глаголы»;
«Анто
нимы.
Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»;
«Многозначные слова»; «Один — много»; «Слово образование»;
«Ударение».
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр:
Методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2016;
Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду».
Младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Средняя
группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Старшая
группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников.- М: Мозаика-Синтез, 2010
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.М: Мозаика-Синтез, 2015
Теплюк С.Н., Лямина Т. Г., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в
детском саду. Программа и методические рекомендации. М:
Мозаика-Синтез,2015
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников.- М: Мозаика-Синтез, 2010
Степанкова Э.Я Сборник подвижных игр: Методическое пособие /.
- М: Мозаика-Синтез, 2016.
Теплюк С.Н.. Занятия на прогулке с малышами. М: МозаикаСинтез,2016
Б о р и с о в а М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения.
Для занятий с детьми 3–7 лет. М: Мозаика-Синтез, 2016.
Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»:
«Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам»:
«Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах
спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите
12
детям об олимпийских чемпионах». Плакаты: «Зимние виды
спорта»; «Летние виды спорта»
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию целей, задач,
содержания основной образовательной программы дошкольного образования в
части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст
/ О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2019г.
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л.,
Стеркиной Р.Б.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Лыкова И.А. Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста. Цветные ладошки. М., 2011
- Каплунова М., Новоскольцева И. А. «Ладушки» Программа музыкального воспитания
детей дошкольного возраста. Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 2008
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Парциальная программа. – М., 2015г.
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.
Кадровое обеспечение ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогическими
кадрами согласно штатному расписанию:
Педагогический состав:
Административный состав:
Воспитатели – 14
Заведующий МАДОУ – 1
Учитель – логопед - 1
Заместитель заведующей по УВР - 1
Педагог – психолог – 1
Заместитель заведующей по АХЧ - 1
Музыкальный руководитель – 3
Инструктор по физической культуре - 1
Характеристика
квалификационных
категорий
(в
процентном
и
количественном соотношении)
Выс
Первая
Соответству
Не
шая
категория
ет занимаемой
имеют
категория
должности
категории
2
12 чел.
5 чел.
1 чел.
чел.
менее 2х лет
10%
60%
25 %
5%
Характеристика стажа
количественном соотношении)
Стаж
До 5 лет
С 5 до 10 лет
С 10 до 15 лет
С 15 до 20 лет
С 20 до 25 лет
педагогической
работы
(в
процентном
и
1 – 5%
3– 15%
0 –0 %
3 – 15 %
2 – 10 %
13
Свыше 25 лет
Всего:
11 – 55%
20 – 100%
Характеристика уровня образования (в процентном и количественном
соотношении)
Образование
Высшее
9 – 45%
Средне-специальное
11– 55%
Педагогический
коллектив
сплоченный,
стабильный,
инициативный,
работоспособный,
квалифицированный.
Работа
педагогического
коллектива
характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами
деятельности. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов
образовательного процесса. В дошкольном образовательном учреждении есть все
условия, необходимые для совместного труда, налажена трудовая дисциплина.
С целью повышения результативности педагогической работы проводятся
педсоветы, семинары, семинары – практикумы по типу деловых игр, консультации,
решение проблемных задач и практических ситуаций.
Педагоги постоянно повышают свою квалификацию: работают по темам
самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, проходят
курсы повышения квалификации, участвуют в районных методических объединениях.
Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень. За
последние три года 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации (согласно
графику прохождения). Педагогические работники своевременно проходят аттестацию с
целью подтверждения соответствия занимаемой должности и повышение (или
подтверждение) квалификационной категории. Квалификация педагогов, готовность к
постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно
решать любые образовательные задачи.
14
Учебный план
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста
на 2023 – 2024 учебный год
Ранний возраст
Образовательная область
Вид образовательной
деятельности
СОД Социально –
коммуникативное
развитие
Вид детской деятельности
НОД Познавательное развитие
Ребенок и окружающий мир
Речевое развитие
Развитие речи.
Художественная литература
Лепка
Рисование
- общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми
предметами - орудиями
- предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и
веществами
- общение, восприятие смысла сказок, стихов,
рассматривание картинок
- экспериментирование с материалами и
веществами
Музыкальное
- восприятие смысла музыки
Физкультурное
- двигательная активность
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
Количество видов
образовательной
деятельности
Итого в обязательной части:
Итого в части, формируемой
участниками
образовательного процесса
Продолжительность
непрерывной образовательной
деятельности
Объем нагрузки в
неделю
(количество)
*
1 (ОБ)
2 (ОБ)
1 (ЧФУ)
1 (ОБ)
2 (ЧФУ)
3 (ОБ)
10
7 (70%)
3 (30%)
10 минут
15
Количество часов в неделю
100 минут (1 час 40 минут)
(минуты)
Примечание: Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) организуется в ходе режимных моментов и
самостоятельной деятельности
Дошкольный возраст
Образовательная
Вид образовательной
деятельность
деятельности
Вид деятельности детей
4 год жизни
младшая
группа
Обязательная часть
Социально – коммуникативное развитие
Совместная
Социализация, развитие
игровая,
образовательная
общения, нравственное
коммуникативная
деятельность
воспитание
(СОД) в ходе Ребенок в семье и
коммуникативная,
режимных
сообществе
игровая
моментов
Самообслуживание,
самообслуживание
самостоятельность,
и элементарный
трудовое воспитание
бытовой труд
Формирование основ
познавательно –
безопасности
исследовательская,
игровая
Познавательное развитие
Непосредственно- Математическое развитие
познавательнообразовательная
исследовательская
деятельность
Познание предметного и игровая деятельность
(НОД)
социального
мира,
освоение
безопасного
поведения, основы науки
и естествознания
Объем нагрузки в неделю (количество)
5 год жизни
6 год жизни
7 год жизни
средняя
старшая
Подготовительна
группа
группа
я к школе группа
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1
1
1
2
1
1
1
1
16
Речевое развитие
Непосредственно- Развитие речи
коммуникативная
образовательная
деятельность
(НОД)
Развитие
речи,
основы коммуникативная
грамотности
Активизация словаря
Игровая, познавательная
1
1
-
-
-
-
2
2
*
*
*
Совместная
образовательная
деятельность
(СОД) в ходе
режимных
моментов
Речевое творчество
Игровая, познавательная
Культура речи (звуковая,
интонационная)
*
*
*
*
*
игровая,
коммуникативная
*
*
*
*
Речь как средство общения и
культуры
Познавательная, игровая,
коммуникативная
*
*
*
*
Чтение художественной
литературы
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
*
*
*
*
-
-
0,5
0,5
0,5
0,5
-
*
*
*
*
*
Художественно – эстетическое развитие
Непосредственно- Рисование
образовательная
деятельность
(НОД)
Лепка
Аппликация
Приобщение к искусству
Совместная
образовательная
деятельность
Конструктивно-модельная
(СОД)
Изобразительная
деятельность
Познавательноисследовательская,
изобразительная
Игровая,
конструирование
1
1
-
*
Физическое развитие
17
Непосредственно- Физическая культура
двигательная активность
образовательная
деятельность
(НОД)
Совместная
Формирование
начальных Познавательнообразовательная
представлений о здоровом исследовательская
деятельность
образе жизни
(СОД) в ходе
режимных
моментов
Итого в обязательной части:
Непосредственнообразовательная
деятельность
(НОД)
3
3
3
3
*
*
*
*
7
7
8
(70%)
(70%)
(62%)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Социально – коммуникативное развитие
Социализация,
развитие игровая
*
*
1
общения,
нравственное коммуникативная
воспитание, Формирование
основ безопасности
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
Музыкальная
деятельность
Изобразительная
деятельность
9
(64%)
1
2
2
2
2
-
-
2
2
Лепка
0,5
0,5
-
-
Аппликация
0,5
0,5
-
-
-
-
-
*
*
*
Рисование
Речевое развитие
Совместная
образовательная
деятельность
Развитие
речи,
грамотности
Конструирование
основы коммуникативная
-
конструирование
*
18
(СОД)
Итого в части, формируемой участниками
образовательного процесса
Количество видов образовательной деятельности
Продолжительность непосредственно- образовательной деятельности
3
3
5
5
(30%)
(30%)
(38%)
(36%)
10
10
13
14
не более
не более
не более 25
не более 30мин
15мин
20мин
мин
Количество часов в неделю (минуты)
150 мин
200 мин
325мин
420 мин
(2 ч. 30м.)
(3 ч. 20 м.)
(5 ч. 25 минут)
(7 ч.)
*реализация этих видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности.
Планирование воспитательно-образовательной работы вне непрерывной образовательной деятельности по
пятидневной неделе.
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Виды
деятельности
Чтение художественной
литературы
Конструктивно-модельная
деятельность
Игровая деятельность
Общение при проведении
режимных моментов
Ситуативные беседы при
проведении режимных
моментов
Дежурства
Прогулки
группа
раннего
возраста
ежедневно
младшая
группа
средняя
группа
старшая
группа
Подготовительная
к школе группа
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
19
Виды
деятельности
Самостоятельная игра
Позновательноисследовательская
деятельность
Самостоятельная
деятельность детей в
центрах (уголках) развития
Оздоровительная работа
Виды
деятельности
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих
процедур
Гигиенические процедуры
группа
раннего
возраста
ежедневно
ежедневно
младшая
группа
средняя
группа
старшая
группа
Подготовительная
к школе группа
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
группа
раннего
возраста
ежедневно
ежедневно
младшая
группа
средняя
группа
старшая
группа
Подготовительная
к школе группа
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
20