Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Принято
решением педагогического совета
Протокол № 5 от 24.05.2023г.
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ № 14
……………Сарафанова Л.П.
Приказ № 59 – ОД от 09.06.2023г.
Подписано цифровой подписью: Сарафанова
Людмила Петровна
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН
ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1",
L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство
России
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 9 Июнь 2023 г. 15:54:34
ПРОГРАММА
по ранней профориентации детей старшего дошкольного
возраста
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Срок реализации 2 года
г. Сысерть
2023 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Раздел
I.
Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность Программы
1.2. Цель и задачи Программы
1.3
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
Программы
1.4
Возрастные особенности детей
1.5
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста
Программы
1.5.1 Целевые ориентиры освоения программы по основным
направлениям развития
1.6
Формы подведения итогов реализации Программы
Стр.
3
3
4
4
5
6
6
7
II.
2.1
Содержательный раздел
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Использование современных образовательных технологий и
методов в развитии мотивации и способностей детей.
8
2.2
Тематическое планирование образовательной деятельности
14
III.
3.1
3.2
Организационный раздел
Кадровое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение Программы.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
Сетевое, социальное партнерство в рамках реализации
программы. Взаимодействие с родителями (законными
представителями).
Список используемой литературы
Приложение
3.3
2
19
19
20
20
22
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность Программы
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную
судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий
недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль
представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о
мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и
систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом
– работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера,
продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и
весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество
видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребенка. Профориентация дошкольников — это новое,
малоизученное направление в дошкольном воспитании.
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В дошкольном
возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Одной из важнейших составляющих процесса
социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение, процесс
сознательного
и
самостоятельного
выбора
своего
профессионального
пути.
Профессиональное самоопределение –это не единовременное событие, а дело всей жизни
человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут
быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. На практике
ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации
заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств,
методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей,
направленных на зарождение профессионально ориентированных
интересов
и
склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для
родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной
образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. В данной
программе профориентационная
работа в условиях дошкольной образовательной
организации будет рассматриваться в аспекте решения задач формирования у детей
первичных представлений о труде взрослых.
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование
полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься
повзрослевшие дошкольники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме
того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и
многие
насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и
прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих
подростков от необдуманных шагов. Таким образом, формирование представлений
дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в
современном мире.
3
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование у воспитанников познавательного интереса, эмоционального
отношения к миру профессий, предоставление возможности использовать свои силы в
доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли
современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между
компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои
впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей
детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; – помочь детям
осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Задачи по профориентационному развитию воспитанников по возрастным группам:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и
нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей
средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов,
мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и
содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную,
социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической
категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –
помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство
продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
В основу программы заложены следующие принципы:
-обогащение детского развития в плане формирования позитивных установок к различным
видам труда;
-построение образовательной деятельности на основе учета индивидуальных потребностей
детей (выбор роли для игры)
-содействия и сотрудничество детей и взрослых в процессе игровой деятельности.
4
Основополагающими подходам к построению образовательной деятельности в рамках
программы стали:
-гуманитарный - предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное
соблюдение его прав, обеспечение его интересов;
удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
-системно – деятельностный, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые
знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение
рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает
раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший возраст (5-7 лет).
Старшая группа (5-6 лет)
В этом возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и
точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное
и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Дети начинают употреблять
обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия
профессий, социальных учреждений, глаголами, обозначающими трудовые действия людей
разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий.
Подготовительная группа (6-7 лет)
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного
достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний
ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний,
если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен
проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и
«должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может
сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой
форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической
готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать
различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за
растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми
безопасными приборами —включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года
жизни начинают осваивать ложные
взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из
которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места
в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как
покупатель, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то
ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую
ранее.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть
желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием
5
их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно
«эмоциональное
предвосхищение»
- предчувствие собственных переживаний и
переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
1.5.1. Целевые ориентиры освоения программы по основным направлениям развития
Направление
Целевые ориентиры
1.Ребенок усвоил нормы и ценности, принятые в обществе, включая
моральные и нравственные ценности посредством приобщения к
ознакомлению с профессиями, преемственности по профориентации.
2. У воспитанников развиты коммуникативные умения и навыки
общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в
различных видах деятельности.
3. Дошкольник проявляет навыки самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий в
сюжетно-ролевых играх, связанных с профессиями.
4. У ребенка сформировано уважительное отношение и чувство
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
коллективе, позитивные установки к различным видам труда и
творчества.
5.Воспитанник использует основы безопасного поведения в быту,
Социальносоциуме, природе; готовность к совместной деятельности со
коммуникативное сверстниками.
Познавательное
1.Воспитанник оперирует понятием «профессия», «деятельность
человека», демонстрирует разнообразные представления о мире
профессий.
2. У дошкольника сформированы представления о профессиональной
деятельности на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из
жизни, историй, впечатлений работника.
3.Дошкольник осознает и принимает социокультурные ценности
нашего народа, обобщенные представления о структуре трудового
процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой
деятельности.
4. Ребенок проявляет познавательную активность, интерес к профессиям
взрослых, любознательность и познавательной мотивации; к изучению
деятельности человека.
5. Сформировано желание научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Речевое
1.Произошло обогащение словаря детей профессиональной
терминологией («профессия», «деятельность человека», названия
орудий труда, название профессий т. п.), активизация речи.
2.У ребенка повысился уровень развития связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи при беседах и
составлении рассказов на тематику профессий.
3.Ребенок проявляет речевое творчество при составлении загадок,
рассказов на тематику профессий, деятельности человека.
4. Воспитанник знаком с книжной культурой («Профессии»), понимает
на слух тексты различных жанров детской литературы на тему
профессий (стихи, загадки, пословицы и поговорки о профессиях).
1. В процессе ознакомления дошкольников с профессиями эстетической
направленности, реализовано приобщение детей к мировой и
национальной культуре через знакомство с произведениями
Художественно- искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
эстетическое
2. Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и
6
Физическое
развитие
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы через знакомство с профессиями
родного города.
1. Приобретен дополнительный опыт в двигательной деятельности, в
рамках рассмотрения профессий, связанных со спортивной
направленностью.
2. В процессе физкультурной деятельности у дошкольников
сформированы представления о группе качеств, необходимых для
различных профессий (выдержку, решительность, смелость,
организованность, инициативность, умение поддерживать дружеские
взаимоотношения со сверстниками).
В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе, дошкольник
насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет
ему в будущем осознанно выбрать профессию. Кроме того, прослеживается активное
формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с
миром профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения
дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок называет профессии ближнего, дальнего окружения;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые
действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в
благополучии человека;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- способен сам намечать тему игры, выбирать роль, "вживаются" в роль.
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
1.6. Формы подведения итогов реализации Программы
Реализация рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в
виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета
критериев и показателей.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке
индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
пр.);
-игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности);
-проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
7
-физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои
действия.
Критерии
Направление развития
-проявляет заинтересованное отношение к разнообразным
профессиям, пытается
примерить ту или иную профессиональную роль;
- демонстрирует знания о специфике разных профессий,
атрибутах, качествах,
которые необходимы для самореализации в профессиональной
сфере;
- в игровой, совместной, образовательной деятельности
применяет полученные
знания о профессиях;
- проявляет уважение к результатам труда других людей;
- проявляет особую заинтересованность к определенной
Социально-коммуникативное профессии;
Ранняя профориентация
- ставит цели дальнейшего развития в определенной
дошкольников
профессиональной сфере.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы. Использование
современных образовательных технологий и методов в развитии мотивации и
способностей детей.
Ранняя профориентация дошкольников осуществляется на протяжении всего периода
получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:
1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой,
изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм
работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в
том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения
за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность
педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна
основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться
системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и
воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской
художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,
рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового
труда);
8
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с
другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в
процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе сюжетно-ролевых
игр.
В образовательной деятельности используются разнообразные технологии реализации
ранней профориентации дошкольников:
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по
определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по
любому направлению содержания образования.
2.Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой
деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой
активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской
деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного
возраста типы исследования:
-опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
-лэпбук- систематизация материала по конкретной теме с целью закрепления полученных
знаний в самостоятельной деятельности.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или
воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я»,
творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова)
является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это
состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного
образования, обеспечивающее целостность.
Реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности:
проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, встреч с людьми разных
профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе
непрерывной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности
детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по
трём основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе непрерывной образовательной
деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с
обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?),
«представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты
труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат
труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).
9
Непрерывная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием
иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей
профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что
позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности
взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе
организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только
знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога,
но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей
различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного
искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те
изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали
в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И.
Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен
сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент именно на
положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.
Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные
стороны профессий без отрыва от общей темы.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с
профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса
общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся
действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые
шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных
математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество
гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.
При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непрерывной образовательной
деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях,
ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям
информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на
дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Приближение работы взрослых к детям.
данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические
встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с
трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность
получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В
процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять,
закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной
образовательной организации, можно организовать экскурсии:
в медицинский кабинет;
в прачечную;
в библиотеку;
в школу;
в магазин;
в аптеку;
10
в парикмахерскую;
в ателье;
к светофору;
на почту;
на приусадебный участок;
на работу к родителям.
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь,
соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают
возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий
человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия,
взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую
операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём
хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой
процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно
действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень
важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно воспитательном
отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому
поведению взрослых.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой
труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе
наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на
то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая
нужна для разных профессий, её назначение.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно
расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень
важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не
только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в
суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей
сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого
педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к
выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за
профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на
их отношение к людям, к вещам.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех
качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя
занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми
обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что
запомнилось?», «Что понравилось?».
С развитием ИКT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические
игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие
формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в
свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические
игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда,
инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
11
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью
ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети
должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые
приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и
что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами». Настольнопечатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в
магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся
классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например
«Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают
пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о
людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и
пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной
гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую
информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного
отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации,
например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые
поварята», «Поиграем в магазин».
В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему
ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня
защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях
родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные
праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии,
представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую
подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на
проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День
учителя, День энергетика.
Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить
профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы
с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии
у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое
средство реализации задач ранней профориентации.
12
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных
источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание
предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и
их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные
сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная
сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные
знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка
опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое
агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности
взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и
совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что
дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут
самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без
организации
правильной
и
соответствующей
возрастным
особенностям
профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,
связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и
орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды дошкольной
образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно
вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это
необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода
получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных
формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая
профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что
труд,
профессиональная
деятельность
являются
значимой
сферой
жизни.
13
2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объём
Модуль/Те
ОД
№
Способы реализации
ма
(в
мин.)
Модуль 1. «Профессии ближнего окружения»
1.1 Воспитатель 30 мин Групповая деятельность: рассказ
, учитель
воспитателя о профессии
воспитателя,
беседы: «Мы идем в школу»,
«Профессия – учитель», пение «До
свидания детский сад», «Учат в
школе…», экскурсия в школу,
сюжетно – ролевая игра: «Школа»,
«Детский сад», просмотр
мультфильмов на тему «Школа»,
«Вовка в Тридесятом царстве»,
Индивидуальная деятельность:
словарные игры: «Повтори за
мной», «Скажи правильно»,
«Закончи предложение».
Взаимодействие с родителями:
родительское собрание с
приглашением учителя начальных
классов
1.2 Тема
60 мин Групповая деятельность:
Повар и
экскурсия на кухню ДОУ, беседа
кулинар
«Профессия повар, стихи
«Веселый повар», «Непослушная
каша», «Праздничный обед»,
словесные игры «Варим компот»,
«Ждем гостей» , сюжетно -ролевая
игра «Кафе», д/и «Поварята», д /и
«Что получается из продуктов?»,
«Электроприборы на кухне», игратренинг «Торт», физминутки «Мы
– ребята-поварята»
Индивидуальная- лепка из
соленого теста «Колобокповаренок», рисование рисунков
на тему «На кухне»
1.3
Скорая
60 мин
медицинская
помощь
Групповая деятельность:
экскурсия в медицинский кабинет
ДОУ, беседы «Кто на помощь к
нам придет?», «Предупреждение
несчастных случаев», чтение
художественной литературы Б.
Вайнер «Мечтаю стать
14
Виды детской деятельности и/или
активности и/или культурные
практики активности видах
Коммуникативная - рассказ
воспитателя о профессии
воспитателя, беседы: «Мы идем в
школу», «Профессия – учитель»,
словарные игры: «Повтори за мной»,
«Скажи правильно», «Закончи
предложение».
Музыкальная- пение «До свидания
детский сад», «Учат в школе…»
Экскурсионная - экскурсия в школу:
знакомство с учителем начальных
классов
Игровая - с/р игра «Школа»,
«Детский сад»
Познавательная - просмотр
мультфильмов на тему «Школа»,
«Вовка в Тридесятом царстве».
Коммуникативная – беседа о
профессии повар
Игровая- словесная игра «Варим
компот», «Ждем гостей», сюжетно
ролевая игра «Кафе», д /и Поварята»,
«Что получается из продуктов?»,
«Электроприборы на кухне», игратренинг «Торт»,
Восприятие художественной
литературы стихи «Веселый повар»,
«Непослушная каша», «Праздничный
обед»,
Экскурсионная- экскурсия на кухню
Изобразительная – лепка из соленого
теста «Колобок-поваренок»,
рисование рисунков на тему «На
кухне»
Физическая- физминутки «Мы –
ребята-поварята»
Коммуникативная – беседы «Кто на
помощь к нам придет?»,
«Предупреждение несчастных
случаев»,
Познавательно -исследовательскаярассматривание иллюстраций и
доктором»,Б. Житкова «Обвал»,
стихи «Наш доктор» А.
Кардашова, «Игрушки заболели»
Д/и «Кто нас лечит?», «Бригада
собирается на выезд», с/р игра
«Поликлиника», рассматривание
иллюстраций и изображений
инструментов, материалов,
спецодежды представителей
профессий
Индивидуальная деятельностьРаскрашивание раскрасок на тему
«Врач, медсестра, машина скорой
помощи».
Коллективное взаимодействие по
сбору раскрасок о профессиях
здравоохранения
Модуль 2. Профессии дальнего окружения
2.1
Железнодо 30 мин Групповая деятельность:
рожник
виртуальная экскурсия
«Железнодорожный транспорт»,
беседа о людях железнодорожных
профессий, рассматривание
иллюстраций железнодорожных
профессий, дид. игры: «На чем
ездят люди», сюжетно-ролевая
игра «Паровозик из Ромашкова»;
конструирование: «Веселый
поезд»; чтение: Е. Иванова
«Сказки старого семафора. Где
кончаются рельсы?
пение песни «Едет, едет паровоз»
Индивидуальная деятельность «Угадай вид транспорта», «По
земле, по воде или по воздуху»
Взаимодействие детей с
родителями: рассказ родителя о
своей работе на железной дороге
(о труде машиниста),
2.2
Библиотека 60 мин
рь
Групповая деятельность: Беседа о
профессии библиотекарь,
рассматривание картины
«Библиотекарь» из серии «Кем
быть?», экскурсия в сельскую
библиотеку, чтение С. Жупанина
«Я-библиотекарь», игровая
ситуация: «Читатель библиотекарь», сюжетно-ролевая
15
изображений инструментов,
материалов, спецодежды
представителей профессий
Игровая- Д/и «Кто нас лечит?»,
«Бригада собирается на выезд», с/р
игра «Поликлиника»,
Восприятие художественной
литературы- Б. Вайнер «Мечтаю
стать доктором»,Б. Житкова
«Обвал», стихи «Наш доктор» А.
Кардашова, «Игрушки заболели»
Экскурсионная - экскурсия в
медицинский кабинет,
Изобразительная – Раскрашивание
подборки раскрасок на тему «Врач,
медсестра, машина скорой помощи».
Коллекционирование- подборка
раскрасок о профессиях
здравоохранения
Театрализованная- инсценировка
кукольного театра «Нас лечат врачи
и медицинская сестра»
Коммуникативная – беседа о людях
железнодорожных профессий
Познавательная- рассматривание
иллюстраций железнодорожных
профессий, рассказ родителя о своей
работе на железной дороге (о труде
машиниста),
Игровая- дид. игры: «На чем ездят
люди», «Угадай вид транспорта»,
«По земле, по воде или по воздуху»,
сюжетно-ролевая игра «Паровозик из
Ромашкова»;
Музыкальная- пение песни «Едет,
едет паровоз»
Восприятие художественной
литературыЭкскурсионная- виртуальная
экскурсия «Железнодорожный
транспорт»
Продуктивная- конструирование«Веселый поезд»
Коммуникативная – Беседа о
профессии библиотекарь
Познавательно-исследовательская рассматривание картины
«Библиотекарь» из серии «Кем
быть?»,
Игровая- «Читатель -библиотекарь»,
сюжетно-ролевая игра «Библиотека»,
дидактическая игра «Вежливые
игра «Библиотека», дидактическая
игра «Вежливые слова», «Помоги
книжке»,
Индивидуальная деятельность:
Изготовление закладок для книг,
изготовление книжек -малышек
Взаимодействие детей с
родителями: подбор книг,
журналов, организация выставки
рисунков по прочитанным
произведениям
слова»,
«Помоги книжке»
Продуктивная - Изготовление
закладок для книг
Восприятие художественной
литературы- чтение С. Жупанина «Ябиблиотекарь»
Экскурсионная: экскурсия в
библиотеку
Изобразительная– изготовление
книжек -малышек
Коллекционирование -подборка книг,
журналов
2.3
Почтальон
Групповая деятельность:
Коммуникативная – беседа
экскурсия на почту. Знакомство с
«Почтальон принес журнал»,
работниками почтового отделения, Познавательная- , просмотр
просмотр презентации на тему
презентации на тему «Как
«Как путешествует письмо».
путешествует письмо».
Чтение
Игровая- Сюжетно- ролевая игра
произведения С.Маршака
«Почта», д/и « Кому письмо?»,
«Почта», рисование рисунков на
Игра «Доставляем письма»
тему «Профессия почтальон»,
Восприятие художественной
аппликация «Открытки к
литературы- Чтение
праздникам» беседа «Почтальон
произведения С.Маршака «Почта».
принес журнал», СюжетноЭкскурсионная: экскурсия на почту.
ролевая игра «Почта», д/и « Кому
Изобразительная – Рисование
письмо?», Игра «Доставляем
рисунков на тему «Профессия
письма»
почтальон», аппликация «Открытки
Индивидуальная деятельность:
к праздникам»
конструирование конвертов
Конструктивная - конструирование
Коллективное взаимодействие:
конвертов
коллекционирование марок
Коллекционирование - марок
Модуль 3 «Нужные профессии на селе».
3.1
Хлебороб
30 мин Групповая деятельность: играИгровая- игра-путешествие «К
путешествие «К бабушке в
бабушке в деревню»
деревню». слушание рассказа «Я - Восприятие худ. литературы- «Я –
колосок», беседа «Хлеб и
колосок»
правильное отношение к нему»,
Коммуникативная- беседа «Хлеб и
слушание музыкального
правильное отношение к нему»
произведения «Шумят хлеба»;
Продуктивная- выпечка из соленого
виртуальная экскурсия на основе
теста
наглядных материалов
Музыкальная –произведение А.
(мультимедиа: « Хлеб – всему
Пахмутовой «Шумят хлеба»;
голова», видеофильм «О
развлечение «Хлеб - всему голова»
знаменитом хлеборобе нашего
Познавательно-исследовательскаякрая В.М. Чердинцеве»;
рассматривание альбома с
рассматривание альбома с
иллюстрациями «Как хлеб на стол
иллюстрациями «Как хлеб на стол пришел», картины о
пришел», картины о
сельскохозяйственном труде,
сельскохозяйственном труде,
виртуальная экскурсия « Хлеб –
слушание произведения А.
всему голова», видеофильм «О
Пахмутовой «Шумят хлеба»;
знаменитом хлеборобе нашего края
развлечение «Хлеб - всему
В.М. Чердинцеве»
голова»
16
Индивидуальная: поделки из
соленого теста
3.2
Фермер
60 мин
Групповая деятельность: Беседы с
детьми о профессии «Фермер»,
чтение стихотворения «Фермер»
Е. Кнушевицкая, рассматривание
иллюстраций «Предметыпомощники»
Дидактические упражнения
«Какое поле?», «Пчелы в улье»
Дидактические игры «Фруктыовощи», «Путешествие на
ферму»
Индивидуальная деятельность:
загадки о домашних животных,
растениях, п/и «Кто быстрее
довезет молоко»
Коллективное взаимодействие:
опыт-эксперимент «Посади лук»
Коммуникативная – Беседы с детьми
о профессии «Фермер»
Познавательно-исследовательскаярассматривание иллюстраций
«Предметы-помощники», загадки о
домашних животных, растениях,
опыт-эксперимент «Посади лук»
Игровая- Дидактические игры и
упражнения «Какое поле?», «Пчелы в
улье» «Фрукты-овощи»,
«Путешествие на ферму»
Восприятие художественной
литературы- чтение стихотворения
«Фермер» Е. Кнушевицкая
Физкультурная- п/и «Кто быстрее
довезет молоко»
3.3
Ветеринар
30 мин
Групповая деятельность: Беседа
Знакомство детей с профессией
ветеринар, виртуальная экскурсия
«Ветстанция», д/и и упражнения
«Подбери глагол», «Найди
следствие», с/р« игра
Ветеринарная клиника», чтение
стихотворений « Хочу стать
Айболитом!», «Как мы лечили
жирафа», сказка К. Чуковский
«Айболит» , рассказы В.
Коржиков «Встреча в зоопарке»,
«Таежные голоса»
Мультфильм "Калейдоскоп
Профессий", Профессия ветеринар.
Индивидуальная деятельность:
рисунки к сказке «Айболит»
Коммуникативная – Беседа
Знакомство детей с профессией
ветеринар
Познавательная- Мультфильм
"Калейдоскоп Профессий"
Игровая- д/и и упражнения «Подбери
глагол»,
«Найди следствие», с/р игра
Ветеринарная клиника
Восприятие художественной
литературы- чтение стихотворений
«Хочу стать Айболитом!», «Как мы
лечили жирафа», сказка К.
Чуковский «Айболит» , рассказы В.
Коржиков «Встреча в зоопарке»,
«Таежные голоса»
Экскурсионная: Виртуальная
экскурсия «Ветстанция»
Изобразительная – рисунки к сказке
«Айболит»
Модуль 4 «Героические профессии».
4.1
Пожарная
Групповая деятельность:
служба.
Просмотр фильма «Будь
осторожен с огнем», рассказ
«Пожарный - профессия
героическая!», рассматривание
картины «Пожарные» , д/и
«Школа пожарных», «Что будет,
если…», загадки о пожарных, с/р
игра «Пожарная команда», чтение
стихотворения С. Маршака
17
Коммуникативная – Беседа
«Пожарная служба»
Познавательная- Просмотр фильма
«Будь осторожен с огнем»,
мультфильма «Кошкин дом»,
рассказ «Пожарный - профессия
героическая!»
Познавательно-исследовательская
рассматривание картины
«Пожарные», развлечение «Огонь -
«Пожар», «Я- пожарный»,
рассказа Л. Толстого «Пожарные
собаки», развлечение по пожарной
безопасности «Огонь - друг, огонь
- враг!»
Индивидуальная деятельность:
Рисование огнеопасных предметов
Коллективное взаимодействие:
изготовление макета пожарного
щита
4.2
Полиция
4.3
Военнослу
жащие
4.4
«Спасатель
»
друг, огонь - враг!»
Игровая- Д/и «Школа пожарных»,
«Что будет, если…»
С/р игра «Пожарная команда»,
загадки о пожарных,
Восприятие художественной
литературы- чтение стихотворения С.
Маршака «Пожар», ««Я- пожарный»,
рассказа Л. Толстого «Пожарные
собаки»
Изобразительная – Рисование
огнеопасных предметов
Продуктивная - изготовление макета
пожарного щита
Групповая деятельность: беседа
Коммуникативная – беседа
«Полицейский», рассматривание
«Полицейский»,
иллюстраций «Полицейские», игра Познавательно-исследовательская«Звонок в дежурную часть
рассматривание иллюстраций
полиции», «Кто проедет первым», «Полицейские»,
«Пешеходы и транспорт», с/р игра Игровая- игра «Звонок в дежурную
«Автошкола», чтение стихов С.
часть полиции», «Кто проедет
Михалкова «Дядя Степа первым», «Пешеходы и транспорт»,
милиционер», «Полиция»;
Восприятие художественной
развлечение «Красный, желтый,
литературы- С. Михалкова «Дядя
зеленый»
Степа -милиционер», «Полиция»,
Коллективное взаимодействие:
Продуктивная – создание макета
создание макета проезжей части
проезжей части дороги
дороги
Физкультурная - развлечение
Взаимодействие детей с
«Красный, желтый, зеленый»
родителями: рассказ родителя –
полицейского о своей работе
Групповая деятельность: беседа о Коммуникативная – беседа
военнослужащих, рассказ «Наша
«Военнослужащий»
армия» д/и «Один, много»,
Познавательная- рассказ «Наша
«Назови по образцу», «Армия
армия»
и флот», чтение произведений о
Игровая- д/и «Один, много», «Назови
военных «Будем родине служить», по образцу», «Армия и флот»
«Мой дедушка генерал»,
Восприятие художественной
аппликация «Матрос с
литературы- чтение произведений о
сигнальным флажками», лепка
военных «Будем родине служить»,
«Отважные парашютисты»
«Мой дедушка генерал»
Индивидуальная деятельность:
Изобразительная – аппликация
рисование «Солдат на посту»,
«Матрос с сигнальным флажками»,
«Пограничник с собакой»
лепка «Отважные парашютисты»,
Взаимодействие детей с
рисование «Солдат на посту»,
родителями по подбору
«Пограничник с собакой»
фотографий «Мои родители
героических профессий»
Групповая деятельность:
Коммуникативная – беседа
рассматривание иллюстраций
«Спасатели на страже жизни детей»
«Спасатели», беседа «Спасатели
Познавательно-исследовательскаяна страже жизни детей»,
рассматривание иллюстраций
дидактические игры и упражнения «Спасатели»
«Подбери глагол», «Сложные
Игровая- дидактические игры и
18
слова», сюжетно-ролевая игра
«МЧС», игра с телефоном «Звонок
в МЧС», чтение
стихотворений «Служба спасения»
Индивидуальная деятельность:
рисование «Спаси попавших в
беду», д/и «Найти грибников,
затерявшихся в лесу»
Коллективное взаимодействие:
Взаимодействие детей с
родителями:
упражнения «Подбери глагол»,
«Сложные слова», сюжетно-ролевая
игра «МЧС», игра с телефоном
«Звонок в МЧС», д/и «Найти
грибников, затерявшихся в лесу»
Восприятие художественной
литературы- чтение
стихотворений «Служба спасения»
Изобразительная – рисование «Спаси
попавших в беду»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение Программы
Реализацию программы обеспечивают воспитатели старших, подготовительных групп,
младшие воспитателя, родители (законные представители), психолог - психолог.
Воспитатель - совместно организует образовательную деятельность с детьми, создает в
группе условия для формирования у дошкольников представлений о видах труда.
Организует экскурсии, совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную
деятельность детей, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольников,
направляет совместную деятельность детей и родителей.
Создает альбомы и
презентации.
Наблюдает за эффективностью реализации программы
Музыкальный руководитель - подбирает музыку по теме НОД. Принимает участие в
подготовке и проведении развлечений; создает аудиотеки. Консультирует педагогов по
вопросам использования музыкального сопровождения в проведении физминуток,
режимных моментах.
Младший воспитатель - помощь воспитателю в организации самостоятельной,
индивидуальной, подгрупповой деятельности детей.
Педагог психолог - наблюдает, диагностирует детей.
Родители
(законные представители) оказывают помощь в обеспечении
образовательного процесса коллекционными материалами, оказывают помощь при
организации экскурсий, организуют совместные домашние чтения о видах труда,
изготовление атрибутов к играм, участие в мероприятиях учреждения.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы. Организация
развивающей предметно-пространственной среды.
- Музыкально-физкультурный зал, групповые комнаты ДОУ;
- мультимедийные средства, компьютеры;
- Магнитная доска с магнитами
- Фланелеграф
- Сюжетные игрушки
- художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео
презентации и фильмы на соответствующую тематику (наглядные пособия по изучению
видов труда).
Примерный перечень средств обучения и воспитания, предметно-развивающая
среда
В группах созданы центры ранней профориентации воспитанников. В центрах
представлены:
-подборка художественной литературы связанных с темой «Профессии»
-картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях
труда;
-подборка иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной
деятельности;
19
-подборка дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подборка мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-альбом с фотографиями «Профессии наших родителей»;
-материалы для сюжетно-ролевых игр;
-пособия по теме, изготовленные детьми, педагогами и родителями воспитанников в
процессе образовательной и совместной деятельности.
- материалы для творческих продуктивных видов деятельности:
Краски, карандаши, фломастеры, гуашь, салфетки, кисточки, тесто для лепки, образцы,
схемы.
3.3.
Сетевое, социальное партнерство в рамках реализации программы.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для
детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей,
желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей
проявляется во всех разновидностях воспитательной деятельности, Это, прежде всего,
доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной
литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
- Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые
можно подарить в младшие группы.
- Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей
старшей группы, например « Я работаю..»
- Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для
музыкального досуга «Город мастеров», и сюжетно - ролевых игр.
- Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями
«Все профессии важны»;
выставка фотографий о профессиях родителей групп;
Выпуск семейных газет «Наш папа – токарь», «Моя мама – повар» и т.д.
Оформление альбомов «Семейные династии»
проектная деятельность;
изготовление лэпбуков;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении
художественной литературы о профессиях.
- Практикум для родителей «Развиваем способности детей» Творческий конкурс
«Калейдоскоп семейных профессий»
В целях повышения эффективности реализации программы по ранней
профориентации осуществляется взаимодействие с социальными и образовательными
учреждениями города направленные на расширение кругозора детей, развитие
представлений детей о мире профессий.
-
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алябьева Е. Поиграем в профессии: Издательство: Сфера, 2016 г.Серия: Библиотека
Воспитателя.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью (старший возраст) Москва 2010
3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
4.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2017. № 9
5.Кондрашов В.П. «Мир профессий» / - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. - 52 с.,
6.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
7.Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной
организации -Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с
8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
20
9. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
10. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
11. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего
дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
12.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 10.Шорыгина Т. А.
Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
21
Приложение 1.
Примеры дидактических игр по теме «Профессии»
Деревянная головоломка-паззл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – паззл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото
«Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет.
Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет. Производитель: Умная
бумага.
Приложение 2.
Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии»
Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Переплётчица. Портниха. Монтёр.
Строители.
Ладонщиков Г. Звездочка.
Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.
Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?
Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа-милиционер.
Жонглёр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?
Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.
Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов.
Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофёром.
Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
Родари Дж. Пожарный. Человек на подъёмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут
ремёсла? Какого цвета ремёсла?
Собакин Т. Будущая профессия.
Усачёв А. Поливальная машина.
Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лётчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер.
Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
Чуковский К. Айболит.
Приложение 3. Примеры пословиц и поговорок о работе и труде
Человек трудом велик.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без дела жить – только небо коптить.
За один раз дерево не срубишь.
Всяк годится, да не на всякое дело.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Баловством хлеба не добудешь.
С разговоров сыт не будешь.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Муравей не велик, а горы копает.
22
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчёлка маленькая, а и та работает.
У плохого мастера и пила плохая.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Примеры скороговорок о содержании труда
Пётр в печке пёк печенье,
Да перепёк всю выпечку.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
Рубили дроворубы
Сыры дубы на срубы.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Перекрыть крышу пригласили Гришу.
Петя пилил пилой пень.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Скоро, но не споро.
Грабли – грести,
Метла – мести,
Весла – везти,
Полозья – ползти.
Щипцы да клещи –
Вот наши вещи
23
Приложение 4. Примеры считалок с упоминанием профессиональной
деятельности
На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место,
Тесто, тесто, подходи!
Пекарь, пекарь, выходи!
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжён.
Кочерыжка, выйди вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам ракеты запускать.
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три,
Полетишь сегодня ты!
Мы сейчас уху варили,
Посолить уху забыли.
Не солёны караси.
Сбегай, соли принеси!
Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова.
24
25