Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Принято:
Педагогическим советом
МАДОУ № 14
Протокол № 4 от 29.05.2024г.
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ № 14
……………Сарафанова Л.П.
Приказ № 52 – ОД от 31.05.2024г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 38957D3973A46306AE01D6A25DF146
Владелец: Сарафанова Людмила Петровна
Действителен: с 10.08.2023 до 02.11.2024
Положение
о психологической службе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
г. Сысерть, 2024г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психологической службе муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Юбилейный» (далее - ДОУ)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, ФГОС
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155 от
17.10.2013г с изменениями от 8 ноября 2022 года, Положением о службе практической
психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного
Приказом Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999г,
Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования,
касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией
ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды
деятельности психологической службы, права, обязанности и ответственность сотрудников
службы, а также документацию психологической службы дошкольного образовательного
учреждения.
1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной
деятельности ДОУ, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с
администрацией, педагогами коллектива и родителями (законными представителями)
воспитанников.
1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагога-психолога
дошкольного образовательного учреждения с участием группы специалистов.
1.5. Деятельность педагогической службы дошкольного образовательного учреждения
ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических
работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и
обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательной
деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального
развития подрастающего поколения.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь Положением
о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом
Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего
времени педагога-психолога образовательного учреждения», настоящим Положением, а
также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических
работников дошкольного образовательного учреждения.
1.7. Основной целью деятельности психологической службы (педагога - психолога) в ДОУ
является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в
процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности.
1.8. В решении всех проблем психологическая служба дошкольного образовательного
учреждения руководствуется интересами воспитанника и задачами его всестороннего и
гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
2. Цели и задачи психологической службы
2.1. Цель психологической службы ДОУ – обеспечение полноценного психического и
личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями
и особенностями.
2.2. Основные задачи психологической службы:
- максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого
ребенка;
- создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном образовательном
учреждении;
- изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и
интеллектуальной сфер;
- составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
- содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада,
родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка;
- иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения.
2.3. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования;
- повышению психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного
учреждения;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
3. Функции психологической службы
3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и
эмоционального благополучия воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию
ребенка.
3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сфер их проявления.
3.5. Оказание помощи воспитанникам ДОУ, нуждающимся в особых обучающих программах
и специальных формах организации деятельности.
3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в
моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения.
3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и
родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных
новообразований дошкольного возраста.
3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей
(законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми.
3.9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и
родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах
обучения и воспитания.
4. Основные направления, виды деятельности психологической службы
К основным направлением деятельности психологической службы ДОУ относятся:
4.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации
воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам
дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
4.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогических
отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития
воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4.3. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода
обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в
процессе обучения и воспитания, а также выявления причин механизмов нарушения в
обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогомпсихологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
4.4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь
участникам образовательных отношений воспитанникам дошкольного образовательного
учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.
4.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в
детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной
деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов
ДОУ (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения).
4.6. Психологическая поддержка деятельности ДОУ:
- при подготовке к лицензированию дошкольного образовательного учреждения проведении
экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов;
- анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения
запросов на образовательную деятельность;
- изучение личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного
образовательного учреждения;
- при необходимости кадровой перестановки в дошкольном образовательном учреждении
(причиной может быть психонесовместимость);
- разрешение конфликтов в дошкольном образовательном учреждении;
- оказание помощи в построении системы управления коллективом дошкольного
образовательного учреждения.
4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным
представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим
специалистам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения по их запросу, в
области развития, воспитания и обучения детей.
5. Ответственность сотрудников психологической службы
5.1. Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность:
• за достоверность результатов психологического диагностирования;
• за адекватность диагностических и коррекционных методов;
• за обоснованность выдаваемых рекомендаций;
• за соблюдение настоящего Положения;
• за грамотное ведение документации;
• за сохранность протоколов и других документов психологической службы;
• за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных.
5.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность
материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы
дошкольного образовательного учреждения.
6. Обязанности и права сотрудников психологической службы
6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ обязаны:
6.1.1. В своей деятельности руководствоваться Уставом дошкольного образовательного
учреждения, настоящим Положением.
6.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и
семинаров, проводимых вышестоящими организациями.
6.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
6.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией
дошкольного образовательного учреждения и руководством психологической службы
Управления образования.
6.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции.
6.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника дошкольного
образовательного учреждения.
6.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и
родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
6.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
6.1.9. Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов,
администрацию дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и
результатах проводимой работы.
6.2. Сотрудники психологической службы ДОУ имеют право:
6.2.1. Принимать участие в педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах,
заседаниях и т.д.
6.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью воспитанников детского сада.
6.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
6.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы.
6.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед,
выступлений, тренингов и др.
6.2.6. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в
соответствии с собственными профессиональными потребностями.
Источник положения тут http://ohrana-tryda.com/node/2210
7. Документация психологической службы
7.1. Документация психологической службы включает:
- Положение о психологической службе дошкольного образовательного учреждения;
- годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного
образовательного учреждения;
- календарные планы;
- банк психодиагностических методик;
- листы коррекционной работы;
- результаты психологического обследования;
- журнал регистрации индивидуальных консультаций;
- планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом,
родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая);
- аналитико-статистический годовой отчет;
- аналитические справки о проделанной работе;
- результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы
обследования, заключения, сводные таблицы);
- методические рекомендации для воспитателей детского сада;
- рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психологической службе является локальным нормативным
актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от 27.05. 2024 г. № _3__