Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Принято:
на педагогическом совете
МАДОУ № 14
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
Утверждено:
Заведующий МАДОУ № 14
__________ Л.П. Сарафанова
Приказ № 70-ОД от 30.08.2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 38957D3973A46306AE01D6A25DF146
Владелец: Сарафанова Людмила Петровна
Действителен: с 10.08.2023 до 02.11.2024
Положение
об организации прогулок и экскурсий с воспитанниками
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
г. Сысерть
2023 год
1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации прогулок и экскурсий с воспитанниками
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14
«Юбилейный» (далее – МАДОУ, Положение) разработано в соответствии с Федеральным
Законом № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; санитарные
правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
уставом МАДОУ, образовательной программой дошкольного образования МАДОУ.
1.2. Настоящее Положение регламентирует организацию прогулок
и экскурсий с
воспитанниками на территории МАДОУ и за его пределами.
1.3. Данное Положение обязательно для исполнения всеми воспитателями и младшими
воспитателями, иными педагогическими работниками МАДОУ.
1.4. Прогулки в МАДОУ проводятся в соответствии с утвержденным заведующим режимом дня
в холодный и теплый периоды года, с планом работы МАДОУ.
1.5. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе
принимает заведующий МАДОУ (заместитель заведующего по УВР)) на основании погодных
условий в день прогулки.
1.6. Организацию прогулок с детьми осуществляют воспитатели групп на закрепленных
участках.
2. Цели, задачи и виды прогулок
2. 1. Цели и задачи прогулки:
- содействие, сохранение и укрепление здоровья воспитанников во время прогулки;
- создание оптимальных условий для комфортного и безопасного пребывания ребенка на
прогулке;
- обеспечение условий для игровой, трудовой и двигательной активности детей;
- формирование экологических знаний, трудовых навыков, развитие физических качеств и
навыков, творческих способностей, эмоционально-личностной сферы воспитанников.
2.2.Виды прогулки (по месту проведения):
-на участке МАДОУ;
-пешеходные прогулки за пределы территории МАДОУ;
2.3. Виды прогулок (по содержанию):
-традиционная;
-тематическая;
-целевая (проводится со средней группы с выходом за пределы участка детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
- поход (с детьми старшего дошкольного возраста);
-пеший переход (согласно расписания занятий, сетевого взаимодействия).
3. Этапы прогулки
3.1. Прогулка проводится два - три раза в день, согласно графику выхода детей на прогулку:
- в теплое время года утренняя прогулка организуется в период утреннего приема на улице;
- дневная прогулка;
- вечерняя прогулка перед уходом детей домой.
3.2. Прогулка состоит из следующих этапов:
- наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление
разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание к ней;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
2
- трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в
наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками).
Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной
работы. (на участке, в огороде, на клумбе и т.д.), во время которой использовать безопасные,
исправные орудия труда;
- творческие игры, задания и упражнения, проводятся с использованием выносного материала
(прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок
из природного материала и т. д.);
- экспериментирование, опыты;
- самостоятельная деятельность детей;
- свободное общение педагога с детьми.
3.3. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в
зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем
повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале
прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры.
3.4. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется
на фоне самостоятельной деятельности детей.
3.5. Содержание прогулок определяется образовательной программой с учетом
предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в
соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
3.6. Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и
погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает
оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы
привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка
познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности
(поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
3.7. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: подвижные игры и
физические упражнения. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными
упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами
соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на
велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон,
футбол, хоккей. Организация самостоятельной двигательной активности, характер и
продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей
среды.
3.8. На прогулки используется эстетично оформленный выносной материал, отвечающий
требованиям безопасности, обеспечивающий реализацию этапов прогулки в соответствии с
реализуемой образовательной программой и возрастными особенностями детей.
3.9. Выход на прогулку (возвращение с прогулки) осуществляется в сопровождении двух
взрослых – воспитателя и помощника воспитателя. На прогулку воспитатель идет во главе
колонны, помощник воспитателя замыкает колонну воспитанников. Возвращение с прогулки
осуществляется в обратном порядке.
3.9. Маршрут движения группы проверяется помощником воспитателя за 15 минут до начала
прогулки на наличие травма опасных факторов, подозрительных предметов.
3.10. Перед выходом на прогулку воспитатель организует беседу – инструктаж с детьми о
правилах поведения на прогулке или экскурсии.
3.11. Воспитатель сверяет фактическое количество детей со списочным (в табеле
посещаемости) до прогулки, во время прогулки, в конце прогулки и после возвращения в
группу.
3.12. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность
прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и
3
скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха
ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с.
3.13. Во избежание переохлаждения или перегрева детей двигательная деятельность на воздухе
должна быть различной интенсивности в зависимости от погодных условий.
3.14. Не допускать нахождение детей в течение длительного времени без движений.
Необходимо вовлекать всех детей в подвижные игры.
3.15. Воспитателю запрещается:
- беседовать во время прогулки с другими педагогами, родителями или прохожими;
- использовать мобильные телефоны во время проведения прогулки.
4. Требования к оборудованию и санитарному содержанию участка детского сада для
проведения прогулок
4.1 Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
4.2. Зона игровой территории включает в себя: групповые площадки – индивидуальные для
каждой группы и общую физкультурную площадку.
4.3. Уборка участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по
мере загрязнения территории.
4.4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка проводится не менее 2-х раз в день.
4.5. По окончании прогулки песок в песочницах вскапывают и закрывают крышками,
полимерными пленками и другими защитными приспособлениями.
4.6. Уборочный инвентарь, выносной игровой материал хранятся в специально отведенном
месте.
5. Порядок организации прогулки в холодный период времени
5.1. Воспитатели всех групп организуют прогулки с воспитанниками в соответствии с
требованиями СанПиН 1.2.3685-21, режимом дня, утвержденными приказом заведующего.
5.2. Воспитатель и младший воспитатель следят за санитарным состоянием участка и за
техникой безопасности.
5.3 Воспитатель организует работу с родителями (по согласованию) по созданию снежных
построек на участке. Снежные постройки должны соответствовать возрастным требованиям,
требованиям техники безопасности, эстетики, ГОСТам.
5.4. Воспитатель должен просмотреть на безопасность выносной материал, подготовить его для
выноса на участок помощнику воспитателя.
5.5 Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
5.5.1 Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по
подгруппам.
5.5.2. Воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу
следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания.
5.5.3. Младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и
выводит детей в приемную.
5.5.4. Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель
заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю.
5.5.5. Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй
подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
5.5.6. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в
начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю
очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
5.6. Осуществлять выход детей по подгруппам.
5.7. Воспитатель должен надеть первую подгруппу, вывести детей на крыльцо детского сада,
4
пересчитать.
5.8 Младший воспитатель одевает и выводит вторую подгруппу (вторую половину детей
группы) детей.
5.9. Воспитатель пересчитывает детей со второй подгруппы и проверяет наличие всей одежды
(варежек, шарфов и т.д.) у воспитанников.
5.10. Воспитатель и младший воспитатель должны построить детей парами в колонну,
пересчитать.
5.11. Колона идет на прогулочный участок в сопровождении воспитателя. Воспитатель –
впереди, младший воспитатель сзади с последней парой детей.
5.12. Воспитатель на участке пересчитывает детей.
5.13. Младший воспитатель, проводив группу на участок, выносит приготовленный и
просмотренный на безопасность воспитателем выносной материал.
6. Порядок организации прогулки в теплый период времени
6.1. Воспитатели всех групп организуют прогулки с воспитанниками в соответствии с режимом
дня, утвержденными приказом заведующего.
6.2. Воспитатель и младший воспитатель следят за санитарным состоянием участка и техникой
безопасности на участке.
6.3. Маршрут движения группы проверяется младшим воспитателем за 15 минут до начала
прогулки на наличие травмоопасных факторов, подозрительных предметов, грибов, ядовитых
растений.
6.4. Непосредственно перед выходом на улицу воспитатель и младший воспитатель проверяют
одежду детей на соответствие погодными условиями, наличия головного убора.
6.5. Младший воспитатель обеспечивает питьевой режим на участке.
6.6. В период утренней и вечерней прогулки воспитатель организует малоподвижные игры с
детьми, трудовую деятельность, наблюдения за природой.
7. Требования к организации прогулки в помещениях МАДОУ
в актированные дни
7.1. В зимний период в соответствии с погодными условиями при низких температурах воздуха
прогулки исключаются или сокращаются.
7.2. В летний период прогулки на свежем воздухе исключаются или сокращаются при
повышенной загазованности, штормовом предупреждении на основании информации МЧС.
5.3. В зимний период в дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе
организуется динамическая (двигательная) прогулка в помещениях детского сада.
7.4. Двигательная активность детей в актированные дни компенсируется за счет проведения
музыкальных, физкультурных и динамических часов. Перенос, отмена динамического часа,
физкультурного или музыкального занятия не допускается.
7.5. В соответствии с функциональной структурой здания МАДОУ (минимальная площадь для
двигательной активности и развития движений детей) динамические часы проводятся в
музыкальном и физкультурном зале.
7.6. В содержание прогулки в приспособленных функциональных помещениях в летний период
должны быть включены все структурные элементы с учетом имеющихся условий.
8. Требования к организации прогулок за пределами участка детского сада
8.1. Планирование прогулок за пределы участка начинают с детьми 4 года жизни.
8.2. Содержание прогулок определяется образовательной программой дошкольного
образования по ознакомлению детей с окружающим.
8.3. При подготовке к прогулке за пределы детского сада воспитатель должен предварительно
согласовывать с заведующим и осмотреть место прогулки, маршрут следования. Маршрут
движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей
части и, по возможности, использование только регулируемых переходов.
5
8.4. Ответственные лица, назначенные приказом заведующего, проводят целевой инструктаж с
записью в Журнале инструктажа по организации прогулок и экскурсий за пределы участка
детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее
количество детей, отправляющихся на прогулку.
8.5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из
расчета один взрослый на 15 детей.
8.6. Если по каким-то причинам дети из группы остались в детском саду, они по указанию
заведующего детским садом должны находиться под присмотром определенного работника, на
которого возложена ответственность за жизнь и здоровье детей.
8.7. На прогулку с выходом за пределы детского сада сопровождающие лица должны быть
экипированы медицинской аптечкой и питьевой водой.
8.8. Детей во время пеших прогулок, экскурсий за пределы участка детского сада должны
сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
8.9. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в
руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
8.10. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
8.11. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок.
8.1.2. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь
правой стороны.
8.13. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы
растянувшийся строй сгруппировался.
8.14. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным
переходам.
8.15. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по
разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только
одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через
проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее
сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками.
В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие
остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней
пары детей.
8.16. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных
переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие
должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы
привлечь внимание водителей. Убедившись, что их сигналы восприняты, старший
сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают проезжую часть после
последней пары детей.
8.17. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков
запрещено.
8.18. Рекомендуется избегать прогулок по улицам с большим движением.
8.19. По окончании прогулки, экскурсии проверить наличие воспитанников, сообщить
заместителю заведующего.
9. Алгоритм действий сотрудников при несчастном случае на прогулке
9.1. В случае травматизма ребенка (детей) на прогулке, воспитатель группы обязан немедленно
обратиться в медицинский кабинет, поставить в известность по телефону заведующего,
дежурного администратора, родителей (законных представителей) воспитанника. Остальных
детей воспитатель пересчитывает, оставляет с младшим воспитателем или с воспитателем
группы, гуляющим на соседнем прогулочном участке, сообщая при этом количество детей,
оставшихся на участке.
9.2. Медицинские работники осуществляют первую медицинскую помощь ребенку (детям).
9.3. Администрация сообщает о травме в Управление образования.
6
9.4. Медицинские работники принимают решение о необходимости вызова скорой помощи.
9.5. Администрация детского сада в случае невозможности присутствия родителя (законного
представителя) пострадавшего, назначает медицинского работника или сотрудника МАДОУ
сопровождающего ребенка в медицинское учреждение.
9.6. Медицинский работник производит запись в «Журнале травматизма».
9.7. Администрация организует работу по устранению травмоопасного фактора, повлекшего за
собой травму, а так же организует расследование несчастного случая.
9.8. При проведении пеших прогулок за пределы детского сада у воспитателя должна быть
медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными
средствами для оказания первой доврачебной помощи при травмах.
9.9. При несчастном случае с ребенком (детьми) во время пеших прогулок, воспитатель должен
незамедлительно оказать первую доврачебную помощь, проинформировать по телефону
администрацию и медперсонал о произошедшем нечастном случае. В случае отсутствия
телефонной связи, необходимо направить одного из сопровождающих в детский сад с
информацией о несчастном случае. Дальнейшие действия организует администрация МАДОУ.
9.10. Алгоритм действий работников детского сада при обнаружении самовольного ухода
воспитанника (воспитанников) с территории МАДОУ:
9.10.1. В случае обнаружения отсутствия ребенка (детей) на участке, воспитатель должен
немедленно сообщить об этом администрации детского сада. Заведующий (в случае отсутствия
заведующего - заместители заведующего или дежурный администратор) организуют поиски
ребенка (детей) и сообщают о пропаже ребенка в вышестоящие организации.
9.10.2. С момента обнаружения отсутствия ребенка (детей) на их поиск необходимо привлечь
максимальное количество работников образовательной организации, не занятой организацией
образовательного процесса.
9.10.3. Работники, привлеченные к поиску самовольно ушедшего ребенка (детей) в первую
очередь направляются:
- по адресу фактического проживания ребенка;
- на работу к родителям;
- к родственникам (бабушка, дедушка, тетя, дядя и др.).
9.10.4. Воспитатель осуществляет поиск по маршруту МАДОУ – адрес проживания ребенка (в
соответствии с данными журнала «Сведения о родителях воспитанников»).
9.11. Администрация МАДОУ:
а) организует поиски ребенка (детей);
б) сообщает в Управление образования о самовольном уходе ребенка (детей) с территории
детского сада;
в) сообщает родителям ребенка (детей);
г) сообщает в МО МВД России «Сысертский».
9.12. Все работники, направляемые на поиски ребенка (детей) оставляют номера своих сотовых
телефонов заведующему, заместителю заведующего или дежурному администратору.
9.13. Во время поисков необходимо поддерживать связь посредством сотового телефона.
9.14. Работник, обнаруживший ребенка (детей), должен сообщить о его (их) месте нахождении.
Заведующий сообщает об окончании поисков всем сотрудникам, задействованных в поисках,
по телефонам, предварительно взятых.
9.15. При обнаружении ребенка (детей) администрация МАДОУ сообщает об этом:
а) родителям ребенка (детей);
б) в Управление образования;
в) в МО МВД России «Сысертский».
9.16. Работник, обнаруживший ребенка (детей), должен провести его (их) первичный осмотр на
предмет наличия физических травм, отравлений, психических расстройств и доложить об их
наличии (отсутствии) администрации детского сада.
9.17. В случае обнаружения у ребенка (детей) физических травм, отравлений, психических
расстройств администрация МАДОУ направляет на место происшествия медицинский
7
персонал, который в случае необходимости вызывает скорую помощь.
9.18. В случае отсутствия у ребенка (детей) физических травм, отравлений, психических
расстройств, сотрудник, обнаруживший его (их), доставляет ребенка (детей) в детский сад.
10. Ответственность
10.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации воспитатель несет
ответственность за:
- жизнь и здоровье детей, нарушение их прав и свобод;
- некачественное проведение прогулки;
- несоответствие применяемых форм и методов в организации прогулки возрастным
психофизическим особенностям детей;
- сохранность одежды детей (должен учить детей аккуратно и бережно относиться к одежде, не
допускать потери или порчи ее);
- сохранность выносного материала.
10.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностных
обязанностей, инструкций по охране труда, по организации охраны жизни и здоровья детей на
прогулке, инструкции по организации прогулок и экскурсий с детьми, воспитатель несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством
Российской Федерации.
10.3. За применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)
психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель освобождается от занимаемой
должности, в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании
в Российской Федерации».
10.4. Младший воспитатель несет ответственность за санитарное состояние обеспечение
условий безопасности на прогулочном участке.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение об организации прогулок является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
руководителя дошкольного образовательного учреждения.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
8