Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
Принято:
на педагогическом совете
МАДОУ № 14
Протокол № 5 от 24.05.2023г.
Утверждено:
Заведующий МАДОУ № 14
__________ Л.П. Сарафанова
Приказ № 57-ОД от 24.05.2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 38957D3973A46306AE01D6A25DF146
Владелец: Сарафанова Людмила Петровна
Действителен: с 10.08.2023 до 02.11.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработки и утверждения
образовательной программы дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 14 «Юбилейный»
г. Сысерть
2023 год
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации в области образования:
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
с изменениями и дополнениями,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
– далее ФГОС ДО, с изменениями и дополнениями,
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2020 г. № 59599),
Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 28.12.2022 № 71847), с изменениями и дополнениями,
Уставом МАДОУ «Детский сад № 14 «Юбилейный»
(далее – ДОО, Организация).
А также нормативными и распорядительными актами органов исполнительной
власти в сфере образования, и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав
потребителей и т.д., а также локальными нормативными актами, распорядительными
актами дошкольной образовательной организации.
1.2.
Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС,
реализуемой в ДОО.
1.3.
Образовательная программа - нормативный документ образовательного
учреждения, определяющий совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных
образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий,
определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого
результата деятельности образовательного учреждения.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы.
1.4.
Образовательные программы дошкольного образования (далее Программа) разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной
образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые
результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральной программы дошкольного образования.
1.5.
Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования.
2. Цели и задачи реализации Программы
2.1.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение
задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС ДО.
2.2.
Программа формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
2.3.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.4.
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно
в соответствии с ФОС ДО и ФОП ДО.
При разработке Программы ДОО определяет продолжительность пребывания
детей и режим работы учреждения в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.
При разработке Программы ДОО определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы ДОО в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. ДОО может
разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной
продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп
кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп
круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми
лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в
ДОО.
2.5. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и
психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и
воспитания детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение и присвоение
норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском
обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование
готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ
гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране
в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие
самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных
действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, интереса и
мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных
(обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений,
мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию
объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира,
представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание
гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем
социальном
окружении,
культурно-исторических
событиях,
традициях
и
социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов
мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих
категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование
представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их
безопасного использования.
Речевое развитие включает владение речью как средством коммуникации,
познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие
звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение
активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной
речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями
различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература),
формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого
творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и
эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического
вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись,
театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в
разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном
конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальноритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных
средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию
художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных
видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной,
музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Физическое развитие включает приобретение ребенком двигательного опыта в
различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила,
ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп
мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие
равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями
(метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим
упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным
упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон,
настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств
(воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и
чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к
здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье,
способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах
двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих.
2.6.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийнопредметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с
материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым
и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная
деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные
игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими
игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная
речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые
действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетноролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая,
подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое,
внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная
диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и
экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность
(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
2.7.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты
образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственную развивающую образовательную среду,
2) характер взаимодействия со взрослыми,
3) характер взаимодействия с другими детьми,
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
3. Структура и содержание образовательной программы
3.1.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимымис точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
(пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны
быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений образовательной программы, направленные на развитие
детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или
культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики,
формы организации образовательной работы.
3.2.
Объем обязательной части Программы должен соответствовать
федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и
планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания
и планируемых результатов федеральной программы.
3.3.
Титульный лист - структурный элемент Программы, представляющий
сведения о названии Программы, учреждении её реализующем, отражать сроки
реализации Программы.
3.4.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
3.4.1.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования
ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также
особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
3.4.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точкизрения
авторов.
Часть
образовательной
программы,
формируемая
участниками
образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные
участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или
созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности,
интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть
ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
- осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции ДОО или групп.
3.4.3.
Организационный раздел должен содержать описание материально-
технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, расписание
непосредственной образовательной деятельности (занятий) – с указанием временной
продолжительности непосредственной образовательной деятельности, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, календарный учебный график,
учебный план, рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной
работы, комплексно-тематическое планирование (с обозначенными в нем итоговыми
мероприятиями в конце каждой тематической недели).
3.5.
Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной
программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты
Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов федеральной программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может
быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,
позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
3.6. Дополнительным разделом Программы является текст ее Краткой
презентации.
Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей
(законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1)
возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
ДОО (в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если
Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей);
2)
ссылка на федеральную программу
3)
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников ДОО.
4. Требования к результатам освоения Программы дошкольного образования
4.1.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства
(гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного
образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской
Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от
форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей в
ДОО, реализующего Программу.
4.3.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
4.4.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
✓
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее
движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по
зрительному и звуковому ориентирам;
✓ ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
✓
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им; играет рядом;
✓
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их
последовательность, взаимосвязь;
✓
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами,стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
✓
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные
слова и фразы за взрослым; рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные на них;
✓ ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
✓
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе:
различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных
пространственных и временных отношениях;
✓
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и
умеет пользоваться ими;
✓
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими
навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое);
✓
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
✓
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы и
произведения искусства; осваивает основы изобразительной деятельности (лепка,
рисование) и конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
✓
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые
качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может
контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни и личной гигиены;
✓
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
✓
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению
правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
✓ у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
✓
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других;
договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие
конфликты;
✓
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения,
регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в
конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
✓
ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен
откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание,
содействие);
✓
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире;
способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
✓
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в
различных деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации;
✓
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания,
математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о
себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному
полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об
обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
✓
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого
самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте;
✓
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к
окружающему миру;
✓
владеет
художественными
умениями,
навыками
и
средствами
художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства;
✓
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие
и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов
детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
✓
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и
элементы готовности к школьному обучению.
4.5.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
4.6.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для
диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в
максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также
социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.7.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
4.8.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
5. Разработка и утверждение Программы
5.1.
Программа разрабатывается в ДОО рабочей группой по разработке
общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.2.
Обязательная часть Программы (не менее 60%) должен соответствовать
федеральной программе.
5.3.
Часть образовательной программы, формируемая участниками
образовательных отношений (не более 40 %) формируется исходя из потребностей и
интересов воспитанников и показать специфику работы в ДОО.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
разрабатывается по следующему алгоритму:
1.
Проведение анализа условий (данных) для формирования части формируемой
участниками образовательных отношений:
изучение компетентного мнения, результатов мониторинга педагогов на
предмет выявления образовательных потребностей воспитанников и условий для
реализации частиформируемой участниками образовательных отношений;
анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников на
предмет выявления образовательных потребностей касательно их детей, интересов и
мотивов родителей воспитанников как участников образовательных отношений;
- изучение запросов макросоциума и возможности использования его структур в
процессе воспитания и обучения ребенка.
Анализ условий (данных) с целью формирования части формируемой участниками
образовательного процесса, отражающего запросы участников образовательного
процесса, проводится ежегодно в конце текущего учебного года на основании приказа по
образовательной организации для изучения образовательных потребностей на следующий
учебный год.
2.
На основании выше изложенных исследований запросов участников
образовательных отношений (с учетом результатов мониторинга обследования
воспитанников и анкетирования родителей (законных представителей), а так же педагогов
и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ
различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных
самостоятельно образовательной организацией, отвечающих требованиям всех
участников, согласно их запросов и мотивации, и формируется аналитическая справка.
3.
Аналитическая справка служит основанием для разработки Программы в
части формируемой участниками образовательных отношений.
5.4.
Срок реализации программы 5 лет (в случае если образовательная
деятельность в ДОО ведется с первой младшей группы (2-3 года) и 4 года (в случае
еслиобразовательная деятельность в ДОО ведется со второй младшей группы (3-4 года),
утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение и принятие Программы на заседании педагогического совета, по итогам
которого оформляется протокол;
- утверждается заведующим ДОО.
5.2. Педагогический коллектив имеет право вносить изменения, дополнения в
Программу (оформленных в виде приложений к Программе), в соответствии с
действующим законодательством РФ в области образования, направленные на
совершенствование результатов, предварительно рассмотрев их на педагогическом совете.
6. 6. Ответственность за выполнение Программы
6.1. Педагог несет ответственность за выполнение Программы, реализуемой в ДОО.
6.2. Педагог несет ответственность за ведение документации, своевременность и
правильность отчетов о реализации Программы.
7. Контроль за реализацией Программы
7.1. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с планом
внутреннего контроля. Результаты контроля обсуждаются на педагогических советах
ДОО.
7.2. Результаты и эффективность обсуждаются на педагогических советах ДОО.