Образовательная программа МАДОУ № 14 «Юбилейный»
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 14 «Юбилейный» (далее
— Программа) определяет единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание дошкольного образования (далее — ДО), осваиваемые обучающимися в
МАДОУ «Детский сад № 14 «Юбилейный» (далее – ДОУ), и планируемые
результаты освоения образовательной программы.
ДОУ создает условия
для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивает
образовательную деятельность, воспитание и развитие детей в возрасте с
1,5 до 7 (8 лет).
Обучение и
воспитание в детском саду осуществляется на русском языке.
Сроки получения
дошкольного образования определены уставом ДОУ.
Продолжительность
пребывания детей в ДОУ — 10 часов, с 07.30 до 17.30 часов, исключая
выходные (суббота, воскресенье) и праздничные дни.
Режим работы ДОУ в
соответствии с Уставом ДОУ и в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности — пятидневная рабочая неделя (с понедельника по
пятницу).
Режим посещения
ребенком ДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы ДОУ).
Образовательная
деятельность в ДОУ осуществляется в группах общеразвивающей направленности,
формируемых по возрастному принципу.
ОП ДО реализуется в
течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Период определяется сроком поступления
и завершения ребенком дошкольного образования в ДОУ
В соответствии с п.
1.3 ФГОС ДО учитывается возможность освоения ребенком ОП ДО на любом этапе ее
реализации.
Программа
разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022), (далее –
ФГОС ДО). Срок действия образовательной программы не ограничен, программа
действует до принятия новой.
При разработке
Программы учитывались следующие нормативно — правовые документы:
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
‒ Федеральный
закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»
‒ Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ Федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
‒ Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573);
‒ Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
‒ Устав
ДОУ;
‒ Программа
развития ДОУ.
Программа позволяет
реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и
воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть
соответствует Федеральной программе (далее – ФОП) и, согласно ФГОС ДО,
составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована
на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе:
-Образовательная
программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О. Смирнова, Л.Н.
Галигузова, С.Ю. Мещерякова
-Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А.
Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019г.
— Лыкова И.А.
«Цветные ладошки» Парциальная программа художественно-эстетического развития
детей в изобразительной деятельности. М. ИД «Цветной мир», 2014
— Лыкова И.А. «Мир
без опасности» Парциальная образовательная программа для детей дошкольного
возраста.
Программа включает в
себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая
программа воспитания (далее – Программа воспитания), режим и распорядок дня
дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные
компоненты.
В Программе
содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом
разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой
из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный
раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды
(далее — РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для
семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе
представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план
воспитательной работы.
Дошкольной
организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной
деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического
коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов,
возрастных возможностей.
При соблюдении
требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды
создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.